Тамара Ахполова
Актуальность формирования музыкальной культуры ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Публикация «Актуальность формирования музыкальной культуры ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.
Понятие музыкальная культура общества, первостепенное по своему значению для музыкальной социологии. До сих пор оно нередко смешивается с понятием музыка – хотя их различие четко обрисовал еще Р. Груббер, отметивший, что музыкальная культура гораздо шире собственно музыки, т. е. музыкальных произведений, ибо «в нее входят многоразличные проявления как самой музык в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом – вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики».
Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят:
1. музыкальные ценности, создаваемые или охраняемые в данном обществе,
2. все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,
3. все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех,
4. все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.
В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системе более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.
Музыкальная культура ребенка — это интегративное личностное качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.
Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости — необходимое условие формирования музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний, в свою очередь, основа формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, от которых во многом зависит музыкальное и общее развитие детей. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его эмоции, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника. Б. М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций» : она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в самом человеке.
А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека.
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека, прежде всего ребёнка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер. Формирует «творчествость», как качество личности.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную поп, рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.
Палитра же классической музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Известно, что дошкольное детство — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. П. Печко, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, А. Г. Костюка, В. А. Мясищева, В. А. Петровского, О. П. Радыновой, В. А. Сухомлинского, Т. Н. Тарановой, Г. С. Тарасова, В. Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т. С. Бабаджан, В. М. Бехтерева, А. В. Запорожца, Р. В. Оганджанян, В. А. Разумного, Б. М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период старшего дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.
Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально — творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.
Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г. С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач. и призвана решать. самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".
Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к мировому музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981. – 240с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
2. Комоссарова Л. Н. «Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду». – 2005г. № 1, 13-18с.
3. Матонис В. П. “Музыкально-эстетическое воспитание личности”. / В. П. матонис. – Л. : Музыка, 1988г.
4. На пути к музыке : Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учрежденией/ Т. Ю. Кулагина, Т. А. Серде. – Ульяновск: ИПК ПРО! 999 – 72с.
5. Праслова Г. А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». : учебник для студентов высших пед. Учебных заведений. – СПб. : Детство-Пресс, 2005г. – 384с.
6. Рыданова О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методич. рекомендации. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000г. – 80с. (музыка для дошкольников и младших школьников
7. Тарасова К. В., Петрова М. Л., Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М. : «Мозаика-Синтез», 2001г. – 128с.
8. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, — М. : Центр «Гармония». 1973г.