Еремина Любовь Сергеевна
Консультация «Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но инаблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров икомпьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивногоповедения ребенка стало едва ли не самым популярным направлениемисследовательской деятельности психологов всего мира. С чем этосвязано, как бороться с проявлениями детской агрессивности?Попробуем обсудить эти вопросы.
Публикация «Консультация „Агрессия в поведении ребенка, Методы работы с детской агрессией“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает“нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приведеноследующее определение данного термина: “Агрессия — этомотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам иправилам существования людей в обществе, наносящее вред объектамнападения (одушевленным и неодушевленным, приносящеефизический и моральный ущерб людям или вызывающее у нихпсихологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояниенапряженности, страха, подавленности и т. п.)”.
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенокс признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей,обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляетгрубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детскогоколлектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этогоершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким,какой он есть, а еще труднее понять.
Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей : “Агрессивныйребенок, используя любую возможность,. стремится разозлить маму,воспитателя, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, покавзрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке ипомощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего,отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагироватьна происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушениюдетско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность,что его не любят. “Как стать любимым и нужным” — неразрешимаяпроблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищетспособы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению,эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку,но как сделать лучше — он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок ипочему он ведет себя так,хотя заранее знает, что со стороны детей можетполучить отпор, а со стороны взрослых — наказание.
В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое“место под солнцем”. Ребенок не имеет представления, как другимспособом можно бороться за выживание в этом странном и жестокоммире, как защитить себя.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любятперекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети частоне могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, чтовселяют в
окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мирхочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся иненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
Некоторые дети в группе часто являются проблемой даже для самыхвыдержанных и спокойных воспитателей. Но педагоги-профессионалыдолжны научиться справляться со своим гневом и негативнымичувствами по поводу агрессивного ребёнка. Прежде всего необходимовыявить причину агрессивного детского поведения, которая являетсяисточником его вызова окружающему миру. конфликты и наиболееподвержены нервным срывам.
Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общениемсо сверстниками. У детей один из главных путей наученияагрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией.
Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детейстаршего дошкольного возраста:
1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка)теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременноустойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке,обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детейможно называть агрессивными.
Причины появления агрессии у детей могут быть самымиразными.
Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторыесоматические заболевания или заболевания головного мозга. Дети,проявляющие агрессию, часто страдают какими-нибудь психическимирасстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражениеголовного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога,страх, дисфория). Личностными чертами таких детей являются высокаятревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению иимпульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямойвербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искатьсотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснитьпричины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либопросто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либополучают удовольствие от причинения неприятностей другим.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также половымипричинами. Считается, что мальчики более склонны к проявлениямагрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девочек выглядитнесколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница вагрессивном поведении между девочками и мальчиками уменьшается. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, онаменее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чемдевочки. Девочек гораздо раньше начинают учить сдерживать ее.
Предрасполагать к агрессивному поведению может и определенный типтемперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один изчетырех типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик имеланхолик). Естественной склонностью к активной агрессии обладаютхолерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, таки эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы,их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость ибыстрота ответных реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, какнужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаютсячрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов,нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общийупадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всеговступают в конфликт с окружающими.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны длябольшинства детей. В этот период еще не поздно избежатьтрансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Еслиупустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенкавозникнут проблемы, которые помешают полноценному становлениюего личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому детидошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсеналепедагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:
1. методы изменения деятельности детей;
2. методы изменения отношения к ребенку.
К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия,куклотерапия.
Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушаниемузыки, ритмические движения) эффективное средство развитияличности ребенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальныхпроизведений осуществляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева,волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное,элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; арадость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразноиспользовать запись звуков природы.
Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становленияпроизвольного поведения, профилактики и коррекции ужезакрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки,былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не каквымысел, а как особая реальность. В процессе чтения, слушанияпроизведения дети учатся понимать не только чувства, поведение,поступки героев, но и свои собственные, получают представления обиных возможных способах поведения; имеют возможность проявитьличные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То естьусиливается способность ребенка анализировать и контролировать своиэмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкойдетям можно предложить индивидуальное или коллективноепридумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивамсказки; разыгрывание сказки, ее эпизодов с помощью кукол (куклотерапия). В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. Помере того как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой,меняется и его поведение. В сказке, как правило, представленомножество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенокимеет возможность «прожить», эмоционально переработать,«присвоить» и перенести в реальную жизнь.
Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возрастапоказывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.
Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использоватьразличные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамкахкоррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить егорисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки вповедении, научиться управлять им. Поэтому интересны особенностиповедения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка;принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжениирисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка,собственная оценка; спонтанные речевые высказывания ребенка,характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия ссоавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивным поведениемпоначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирноерусло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, уребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные, чтопозволит изменить его первоначальные намерения. Эффективно,например, совместное рисование, когда агрессивные детисоздаютобщий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий изотдельных историй: у каждого ребенка она своя. Переживаниесовместного творчества, полноты эмоционального общения, дружескогоучастия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутреннейжизни ребенка, его поведении. Помимо рисования целесообразноиспользовать игры и упражнения с красками, бумагой, пластилином,мелом, глиной.
Ко второй группе - методам изменения отношения к ребенку - относятся :личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведенияребенка, «разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка вколлективе.
Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, апример - великан, взрослые должны реализовать произвольное,социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг сдругом.
Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратитьнежелательное поведение - перестать на них реагировать.
Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, ставразрешенными доступным детям, утрачивает свою былуюпривлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагаетсядействительно ответственное поручение. Оно может быть разовое -помочь воспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное -проводить физминутки.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носитькомплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов иупражнений из разных направлений коррекционной работы.
Различайте наказание и дисциплину
Одна из значимых задач педагогов – научить детей тому, какоеповедение
приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Если нашей цельюявляется заставить детей вести себя хорошо, то задача это решаетсядовольно просто. Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детейвести себя хорошо. Но дети, которых принуждают к правильномуповедению, стыдят иди ругают, скорее всего будут думать о себе:
«Я плохой (ая)»
«Мне нужно остерегаться взрослых»
«Мне лучше бы не попасться»
Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за ними следят, потомучто они не хотят быть наказанными. Они не учатся тому, какоеповедение приемлемо, и почему поведение нетерпимо. Наказаниеможет временно приостановить
определённое негативное поведение детей, но оно не поможет развитьу них навыки самодисциплины.
Вместо этого наказание может усилить их негативные чувства о себе.
Хотя слова «дисциплина» и «наказание» часто используются в одномконтексте, но они имеют очень большое различие. «Дисциплина»означает направление детей в русло приемлемого поведения. Самаяважная цель установления дисциплины – помочь детям развитьсамоконтроль. Педагоги, стремясь установить дисциплину, помогают детям понять и усвоить последствия их действий, поступков и поведения. Что могут сделать педагоги
Чтобы научить детей контролировать своё поведение, воспитателидолжны предлагать детям выбор и возможности приниматьсамостоятельные решения, зная о логических последствиях того илииного их действия. Педагоги должны заранее предложить детям выбор, чтобы дети подумали и о его последствиях. Например, они могут сказать:
«Саша! Если ты будешь разрушать Светину постройку из кубиков, то тыпокинешь Центр Строительства. Ты можешь построить свою башню иломать её, если хочешь. Или делать что-либо ещё».
Этот тип сообщения поможет детей в развитии самоконтроля, потомучто он устанавливает ограничения и предлагает выбор. В отличие отнаказания, в этом случае меньше борьбы за власть и агрессии, гнева.
Педагоги могут использовать разные подходы и способы, направляяповедение
детей. Ни один из способов не срабатывает на 100 процентов во всехситуациях и со всеми детьми. Всё зависит от конкретного ребёнка иконкретной ситуации. Педагоги должны знать детей и их проблемы.
Позитивное руководство включает следующие рекомендации дляпедагогов:
Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой:
«Эта новая игрушка станет очень востребованной. Все захотят в неёиграть. Прежде чем я её представлю детям, я установлю системуочередности, чтобы дети могли играть с ней по очереди».
Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите ситуации сколлегой:
«Машина мама сейчас в больнице. Возможно, девочка переживает за неё».
Фокусируйтесь на поведении ребёнка, а не делайте акцент на личностиребё нка: «Мне нравится, как ты вытираешь стол, Лена». Это лучше, чемоценочная похвала «Ты хорошая девочка, потому что ты вытираешьстол».
Помогите детям понять последствия их действий:
«Анна и Лариса, кукла сломалась, потому что вы обе тянули её за руки. Теперь вы должны подождать, пока её починят, тогда вы сможетеиграть с неё снова».
Объясните имеющийся выбор детям:
«Если ты хочешь играть с машиной, ты должна возить её по ковру, а непод мольбертами».
Помогите детям развивать навыки решения проблем:
«Я вижу, Серёжа, что тебе трудно делиться с детьми твоиммедвежонком. Куда ты его положишь до твоего ухода домой?»
Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они моглисамостоятельно исправлять их:
«Твоя краска в баночке разлилась. Давай найдём губку, чтобы вытеретьеё».
Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям,которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место, где они смогутсделать это:
«Ирина, мне кажется, что ты выглядишь обеспокоено сегодня. Почему бытебе и Кириллу не полазить сейчас. А я понаблюдаю, как вы это делаете».
Очень важно, чтобы высказывания педагогов были ясными, твёрдыми ипозитивными. Разработайте простые, но чёткие правила и ограничениядля детей и дайте детям возможность самим контролировать ихсоблюдение. Не должно быть слишком много правил, они обескуражатдетей. Дети научатся следовать правилам, если они понимают, для чеговводятся эти правила, и сами принимают участие в их обсуждении иформулировании. Например, чтобы объяснить детям, что с водой нужноиграть только в Центре «Вода и песок», вы можете спросить их: «Чтослучится, если вы забрызгаете пол водой?» Вероятно, что дети ответят:«Когда вода прольётся, пол станет скользким, кто-нибудь упадёт иударится». Затем можно подумать о правиле «Вода должна находиться вЦентре «Вода и песок». Дети могут также предложить вам, что губки иполотенца должны находиться рядом с водой, чтобы любой из детей, ктопролил воду, мог бы вытереть её за собой.
Формулируйте правило твёрдо и позитивно, чем жёстко и осуждающе.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает.
Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работепедагога и родителей.
Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всегоналадить контакт семьей. Он может либо сам дать рекомендацииродителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться запомощью к психологам.
Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить неудается. В таких случаях рекомендуется использовать нагляднуюинформацию, которую можно разместить в уголке для родителей.
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действияребенка)
Почему ребенок так
поступает
Резкое подавление
агрессивного поведения
ребенка
“Прекрати!”
“Не смей так говорить”
Родители наказывают ребенка
Агрессивный
Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет
свои отрицательные
эмоции в другoe время и в другом месте)
Ребенок копирует
родителей и учится у
них агрессивным
формам поведения
Игнорирование
агрессивных вспышек
ребенка
Родители делают вид,
что не замечают
агрессии ребенка или
считают что ребенок
еще мал
Агрессивный
(ребенок продолжает действовать агрессивно
Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведениязакрепляются
в черту характера
Родители дают
возможность ребенку
выплеснуть агрессию
приемлемым способом и в
тактичной форме
запрещают вести себя
агрессивно по отношению
к другим
Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру,которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя вопределенных ситуациях
Скорее всего ребенок
научится управлять
своим гневом
Ребенок учится
анализировать
различные ситуации и
берет пример со своих
тактичных родителей
Подобная таблица или другая наглядная информация может статьотправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.
Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резкоотлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детейформируются такие качества как тревожность, подозрительность,жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении сребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой ивниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия : либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющиеагрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям” не устраняютэто качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне илидочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже взрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, аагрессия — агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакциисвоего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такоеповедение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметноперерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справляться с агрессией.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивнымидетьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать законкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно послефрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния исостояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.