Оксана Ковалёва
Адыгейские национальные игры в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с национальными играми малой Родины
Задачи: Воспитывать активное и сознательное поведение
у детей в коллективе
Развивать наблюдательность, сообщительность, воображение
и мышление,
Сопоставление своих действий;
Учить действовать быстро, по сигналу, не мешая друг другу.
Национальные игры являются одним из направлений
национально-регионального компонента. Они имеют огромное
воспитательное значение. Игры применяют в дошкольных
учреждениях, на прогулках, на занятиях по физической культуре,
во все времена года.
Публикация «Адыгейские национальные игры в младшей группе» размещена в разделах
Национальные игры решают и образовательные, и воспитательные
образовательные задачи.
Образовательные:
Совершенствовать и закреплять навыки в беге,
в прыжках, лазании, пере лазании и. т. д.
Воспитательные:
- Развивать физические навыки: быстроту, ловкость, силу.
Воспитывать морально-волевые качества.
Оздоровительные: Укреплять здоровье детей.
Проведение игр приучат детей к совместной деятельности, развивает у них
чувство товарищества, ответственности за действия друг друга,
а так же развивает и укрепляет дружеские отношения между детьми разных
национальностей.
Игра- это увлекательное занятие для ребёнка, она является важным средством воспитания. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалочками, жеребьёвками.
По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.
Они вызывают актуальную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные
устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать
сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе.
Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.
Перед проведением игр детей знакомим с правилами:
Играй честно, строго соблюдай правила
Сам играй, но и дай сыграть товарищам
Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя.
Победил- не задавайся (есть и посильнее тебя, проиграл –не унывай поработаешь над собой победишь)
Помни: в игре-соперник, после –товарищ.
Подвижные игры включают элементы состязаний:
кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный.
Адыгейские игры доступны детям самого раннего возраста.
Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В игре нет людей серьёзней, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают
Подвижные игры и упражнения адыгов, применявшиеся в течение столетий, как нельзя лучше отражают национальные особенности, и при строгом отборе могут оказать содействие в деле гармоничного развития личности. Прежде чем проводить игру, необходимо её изучить, проиграть, в житься в неё, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре используют различные атрибуты, спортивный инвентарь.
При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:
1. Возраст играющих
2. Место для проведения игр
3. Колличество участников игры
4. Инвентарь должен быть заранее подготовлен
5. Если для игры нужен водящий, то его можно выбрать с помощью считалок, которые нравятся детям.
Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть ещё раз.
Хочу Вас окунуть в мир адыгейских игр :
«Драчливый баран»(ТIЫ ЗЭУАЛ)
Цель игры : развития выносливости, укрепление мышц туловища.
Описание игры :
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1.5-3-5м (в зависимости от возраста детей)
Два игрока становятся на четвереньки друг перед другом так, чтобы правое (левое) плечо соперника. Соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.
Правила игры :
по договорённости можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остановил игру. Проигравший считается тот, кто: коснётся в другое положение, чем на четвереньках.
«Метание снежков» (ОСIАШКI)
Цель игры : развитие силы, укрепление мышц
Описание игры :
На глухой стене отмечаются круги 25-30см. Играющие делятся на команды по 3-5 человек, они становятся за общей линией старта в 5-7см. Предварительно заготавливаются снежки.
По команде все участники одновременно стараются попасть снежками в мишень.
Правила игры :
1. Нельзя наступать или переступать за линию старта.
2. Выигрывает команда, которая больше забросит снежков.
«Идем на рыбалку» (ПЦЭЖЪЫЯШЭ ТЕЖЬАГЪ)
Цель игры : развития выносливости, укрепление мышц туловища.
В игре участвуют девочки и мальчики. Дети делятся на две равные команды. Проводится в воде, на мелком месте. По жребию команда рыбок (пцэжьые) и рыбаков (пцэжъыяшэ).
Описание игры :
Рыбаки по трое или четверо, взявшись за руки, образуют «невод» («хъытыу»). По команде невод «процеживается» воду и пытается поймать убегающих «рыбок»
Правила игры :
1. «Рыбки» считается пойманной, если руки «рыбаков» замкнули «сеть»
2. Нельзя нырять и уходить за счёт этого из «невода»
3. Пойманная «рыбка» выходит из игры.
«Скачки» (ШЫГЪАЧЪЭ)
Цель игры : развития выносливости, укрепление мышц
туловища.
Описание игры : В игре участвуют два мальчика, для игры каждый имеют хворостинку (лошадку)
Длиной 1.5-2 метра. Участники игры выстраиваются на линию старта (финиша). Игроки «садятся», то есть, пропускают между ног «коня» (хворостинку, придерживая его левой рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша)
Правила игры :
1. Выигрывает тот, кто первым пересечёт линию финиша.
2. Если во время бега хворостинка окажется в другом положении т. е не между ног, игроку засчитывается поражение.
«Бегать» (ЧЪЭН)
Цель игры : развитие силы, укрепление мышц
На ровной площадке выстраиваются желающие играть. В конце площадки обозначается место,
До которого должен дотронуться играющий.
Описание игры : По команде каждый старается как можно быстрее добежать и дотронуться до условного места. Во время бега можно задерживать бегущего захватами рук.
Правила игры :
1. Выигрывает тот, кому удалось добежать первым.
2. Нельзя толкать в спину или в бок соперника. Играют три раза.
3. Можно использовать то же задание, как при основном варианте, но бег спиной вперед.
«Подлог шапки»(ПЭIОГАДЗ)
Цель игры : Развитие ловкости, внимание, быстроту.
Описание игры : Участвуют в игре и девочки и мальчики не меньше шести человек. Дети садятся в круг лицом к середине. Выбирается водящий, который
Стоит снаружи круга, и держит в руках шапку.
Водящий, обегает круг. Во время движения он незаметно подбрасывает кому-либо
шапку так, чтобы тот не заметил.
Если водящий успел пробежать по кругу до того, как игрок заметил подлог, то он берёт шапку и пытается догнать водящего
И попасть в него шапкой до того, как он займёт его место.
Если это ему не удаётся, то водящий и игрок меняются местами и игра продолжается.
Правила игры :
Игрокам нельзя поворачиваться и подсказывать
2. Водящий и игрок должны бежать по кругу в одном направлении.
«Жмурки» (НЭШЪОУПIЫЦI)
Цель игры : Развитие ловкости, внимание, быстроту.
Описание игры : В игре участвуют три и более детей. Выбирают водящего и ему завязывают глаза платком. Он вытягивает руки вперёд ладонями вверх. Играющие по очереди подходят к водящему и, легонько ударив его по ладони, спрашивают: «кто тебя укусил?».
Если водящий трижды не угадывает ударившего, играющие с криком говорят («Мышь тебя унесла», поворачивают его несколько раз вокруг своей оси, затем отпускают его. Водящий должен поймать, либо дотронуться до кого-нибудь из играющих, водящего, вышедшего на «поиски мышки», можно звать голосом, дотрагиваться до него.
Правила игры :
Если водящий угадывает ударившего, они меняются местами
Пойманная «мышка» заменяет водящего.