Папки-передвижки

Основные направления стимуляции речи в младенческом возрасте (из опыта работы).

Основные направления стимуляции речи в младенческом возрасте (из опыта работы).

Раннее речевое развитие детей изучалось со 2 месяца жизни. Работа по стимуляции речевого развития проводилась с Лизой Ш. по следующим видам работы:

Игры-забавы

Для стимуляции речевой активности широко использовались игры-забавы. Например, игра в «Козу». Изобразив мизинцем и указательным пальцем «рога», взрослый приговаривает: «Идет коза рогатая за малыми ребятами», приближая бодающую руку к грудке или животику малыша. С возгласом: «Забодаю, забодаю» он легонько щекочет его, а малыш заливается смехом.

«Сорока-ворона». Водите указательным пальчиком одной руки ребенка по ладошке другой и приговаривайте: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». Затем загибаете пальчики, начиная с мизинца: «Этому дала, этому дала, этому дала», доходите до большого пальца: «А этому не дала», трясете пальчик: «Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!» Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия.

Также проводилась игра «Ку-ку». Она приносит огромное удовольствие и хорошо развивает фонематический слух.

Всем знакомы «Ладушки». Во втором полугодии жизни ребенка в нее играют практически все дети, приговаривая свои первые слова (например, при хлопанье в ладоши произносить «ЛА»). В этой игре дети учатся подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.

Кроме игр-забав применялись подвижные игры с текстом стихотворений. Например: «Мишка косолапый», «Идет бычок качается», «Шалтай-балтай» и др. Эти игры способствуют развитию ритма речи, стимулируют активную речь.

Игры с предметами и объектами.

В игровой форме, привлекая внимание ребенка к игрушкам, изображающих животных, людей, назовите их или попросите малыша найти тот или иной предмет или объект. Показывая игрушки изображающих животных, имитируйте голосом звуки, издаваемые ими. Киска говорит: «Мяу-мяу», собачка: «Гав-гав», мышка: «Пи-пи-пи» тоненьким голосом, мишка: «У-у-у» низким голосом, лошадка: «И-го-го» или щелкаете языком, изображая цокот копыт, коровка: «Му-у», козочка: «Ме-е-е», барашек: «Бе-е-е», и т.д.

Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и конечно же, для понимания речи. Вскоре на вопрос: «Как делает лошадка (киска, собачка и т. д.)?» - малыш с удовольствием воспроизведет те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы. Для большего эффекта были введены картинки, обозначающие животных. Они были развешены по комнате, что дало большой эффект. Для этого использовались картинки предложенные Громовой О. Е. из серии «Речь. Домашние животные», «Речь. Дикие животные».

Инсценировки

Большое внимание уделялось инсценированию знакомых сказок с помощью игрушек. Взрослый показывает малышу небольшие инсценировки с куклой, матрешками, включает по ходу действия игрушки, изображающие животных, средства передвижения, показывает движущиеся и заводные игрушки. В основном сказки «Колобок», «Курочка ряба» и «Красная шапочка». Ребенок очень любит слушать сказки, каждый раз заново в одних и тех же местах испытывает прежние волнения, гнев, страх, удивление или радость.

В процессе игры следует сравнивать различные предметы по величине, форме, цвету, специально подбирая их по различным признакам, тем самым, расширяя его пассивный словарь. В игре с куклой использовалась кукольную мебель, игрушечные постельные принадлежности, посуда. Для этого мы оборудовали уголок комнаты для куклы. Занятия на расширение словаря в играх с куклой проводились ежедневно.

 Игры с мимикой

Особое внимание в этом возрасте нужно уделить играм с мимикой, которые побуждают ребенка подражать взрослым и тем самым развивать свой артикуляционный аппарат. Например, игра «Язычок-проказник», где взрослому необходимо взять ребенка на руки, посмотреть ему в глаза и, высунув язык, издавать разные смешные звуки и спрятать язык. Затем повторить те же действия, издавая уже другие звуки. Даже совсем маленькие дети обычно также пытаются высунуть язык.

Речевая беседа

Речевая беседа велась постоянно. Рассказывалось малышу все, что происходит (моем руки после прогулки, одеваемся и т.д).

У детей большой интерес к зеркалу, и здесь можно предлагать игру «Кто этот малыш?». Сядьте напротив зеркала, посадите малыша к себе на колени и спросите: «Кто этот малыш?», «Где у малыша ножки?». Продолжайте задавать вопросы и совершать движения разными частями тела ребенка: качайте головой, махайте ручкой, хлопайте в ладоши и т.д. Именно такие короткие высказывания и эмоциональное подкрепление ускоряют речевой процесс.

Язык знаков

И, наконец, в этот период можно начать обучать языку знаков. Например, если при чтении книжки встречается рисунок кота, то можно отобразить его с помощью рук. Это поможет связать слово и картинку. Вот три простых знака, которым мы учили ребенка:

- кот - ладонью одной руки погладьте тыльную сторону другой;

- рыба - откройте и закройте рот, как это делают рыбы;

- птица - помашите руками в воздухе.

 

В этом периоде у детей начинает происходить осознание пространственных понятий, таких как внутри, снаружи, сверху, снизу и сзади. Игры, стимулирующие это осознание, в дальнейшем окажут огромную услугу вашему ребенку в овладении пространственной ориентировкой, как в пространстве, так и на листе бумаге. Начинать лучше с понятия «внутри», «снаружи», и учить ребенка вкладывать мелкие предметы в пакеты, коробочки и т.д. При этом необходимо каждый раз говорить ребенку, что мы делает, где находится в данный момент предмет. В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой-закрой, надень-сними, достань-положи и т. п.

Стимулирование внимания, памяти и речи также проходит в игре «Где находится?», когда ребенок должен на фотографии или картинки отыскать определенный предмет или объект. «Покажите ребенку его фото и спросите его: «Кто это?» Перечислите несколько имен: «Это Оля?», «Это Люся?» Хорошо наблюдайте за реакцией ребенка, когда вы называете его имя. Спросите ребенка: «Как тебя зовут?» Покажите на ребенка и нажмите слегка на грудь, говоря: «Тебя зовут Люся». Понемногу прекращайте помогать ребенку. Побудите его произнести свое имя. Если он называет свое имя, то похвалите его за это: «Хорошо, Люся». При этом вы повторяете имя ребенка. Упражняйте ребенка, пока он не сможет называть свое имя, отвечая на вопрос: «Как тебя зовут?».

При стимулировании речевой активности всегда использовалась благоприятная обстановка, положительно настроенный фон настроения.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД