Развитие творческого мышления.
Продуктивному творческому мышлению способствует овладение специальными приемами. К таким приемам относятся: выделение противоположных свойств, поиск аналогий, ассоциирование понятий, постановка вопросов, переформулирование, генерирование идей, смена альтернативы, комбинирование и др. некоторыми из этих приемов можно обучить ребенка уже в 5 – 7 лет.
Один из наиболее важных приемов, обеспечивающих творческий подход к решению самых разных проблем – генерирование идей.
« Представь себе…»
«…если бы вдруг ожили твои игрушки: мишка, слоник, собачка, машинка, кукла и др. чтобы они тебе сказали? – говорите вы ребёнку, предлагая поиграть в игру « Представь себе». В ответ на ваш вопрос малыш должен придумать, что же такое важное или не очень важное могли бы сказать ему игрушки. Идеи могут быть самые невероятные и смешные. Здесь нужно выдвигать как можно больше версий. Попробуйте пофантазировать вместе с малышом и представьте себе, чтобы сказал вам ваш кухонный стол, на котором вы каждый день завтракаете, или о чем пожаловался бы вам ваш диван, на котором вы спите, или о чем похвасталась бы вам ваша любимая книга и т.д.
От игрушек и бытовых предметов предложите малышу перейти к необычным явлениям. Например, что может произойти, если солнышко привязать веревками так, чтобы оно не могло уйти за горизонт? Или что может произойти, если все предметы начнут падать не вниз, а вверх? А что случиться, если бы человек престал нуждаться в еде? К каким бы последствиям бы это привело? Пусть малыш попробует представить себе эти явления и выскажет как можно больше догадок и предположений.
«Составь предложение.»
Еще одна игра на генерацию идей. Теперь задание состоит в том, чтобы используя три заданных слова, составить как можно больше осмысленных предложений. Вот примеры слов:
1. Автомобиль, мокрый, пастух.
2. Тетрадь, мартышка, слон.
3. Колокол, лесенка, спать.
4. Лампочка, дерево, высокий.
5. Подушка, веселый, жевать.
6. Корова, легкий, летать.
Можно взять и большее количество слов (например, 4-5), однако начать лучше с трёх. Нельзя бессмысленно объединять слова, но возможно составление предложений, имеющих необычное, фантастическое содержание. Приведем несколько примеров: мокрый от дождя пастух спрятался в (под)автомобиль. Или : когда корова летала по полю, она становилась легкой как пушинка.
* В эту игру могут играть одновременно и взрослые, и дети. Она доставляет удовольствие, но так же развивает чувство юмора и умение генерировать оригинальные идеи.
А.И. Барташникова, А.А. Барташников « Учись играя».
Предыдущие статьи: