- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Создание в ДОУ гуманитарной образовательной среды: инновация, поиск
Педагог, работающий с дошкольниками, постоянно должен быть готов к постоянному совершенствованию своего профессионализма и повышению своей квалификации. В условиях непрерывно изменяющегося общества и усложнения образовательных задач проблемы личности педагога, его профессионализма, самообразования встают по-новому и нуждаются в более глубоком осмыслении. Сегодня востребован педагог, осознающий себя как био-психо-социо-духовное существо, обладающий новым типом мышления, самосознания, способный «творить себя», умеющий выстроить траекторию своего образовательного маршрута, ответственный за себя и за мир, являющийся субъектом собственной жизнедеятельности, понимающий проблему «очеловечивания» отношений – гуманитарный педагог. Профессия педагога подразумевает не просто трансляцию знаний, но высокое предназначение со-творения личности - своей и ученика.
СОЗДАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК
Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит
в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка
к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и
дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя.
Николай Рерих.
Современное общество в своем развитии вступило в эпоху глобальных перемен, диктующих пересмотр подходов во всех областях жизни нашего социума, в том числе и в образовании. По словам Путина В.В., «образование – это фундамент инновационного развития страны». В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" обозначен курс на модернизацию и инновационное развитие и, как результат, на раскрытие способностей каждого ученика, воспитанника. Приведенный выше эпиграф как нельзя более точно отражает миссию, предназначение дошкольного образовательного учреждения в современной образовательной ситуации. Педагог, работающий с дошкольниками, постоянно должен быть готов к постоянному совершенствованию своего профессионализма и повышению своей квалификации. В условиях непрерывно изменяющегося общества и усложнения образовательных задач проблемы личности педагога, его профессионализма, самообразования встают по-новому и нуждаются в более глубоком осмыслении. Сегодня востребован педагог, осознающий себя как био-психо-социо-духовное существо, обладающий новым типом мышления, самосознания, способный «творить себя», умеющий выстроить траекторию своего образовательного маршрута, ответственный за себя и за мир, являющийся субъектом собственной жизнедеятельности, понимающий проблему «очеловечивания» отношений – гуманитарный педагог. Профессия педагога подразумевает не просто трансляцию знаний, но высокое предназначение со-творения личности - своей и ученика.
В то же время, современный педагог переживает кризис профессионального и личностного самоопределения. Это выражается в снижении социального и экономического статуса профессии учителя, воспитателя, изменении прежних стереотипов образовательной деятельности, потере профессиональной идентификации, отказе от внутреннего обновления. Сегодняшний педагог не умеет работать с человеком, его внутренним миром. Педагог - человек, работающий в сфере повышенной коммуникативной ответственности, в системе «человек-человек», являющийся определяющим фактором успешности образовательного процесса забывает, что «смысл образования – человекообразование; формирование личности соответственно образу и смыслу человеческого бытия» (2), то есть гуманитарное образование (от латинского humanitas: «человеческая природа, образованность»). В связи с этим, необходимо осознать, растущую потребность общества в качественно новом, гуманитарном, образовании, где в центре внимания образовательного процесса оказывается не социальная норма, не внешняя ценность, а путь становления в человеческой культуре, проектирование своей жизнедеятельности. Человек должен иметь возможность духовно самоопределиться, осознать свое предназначение, свое призвание, миссию, выбрать стратегию личностного развития, раскрыть и реализовать свои способности.
Изучение поставленной проблемы послужило стимулом к включению нашего педагогического коллектива в экспериментальную работу по созданию гуманитарной образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей развитие ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника.
Отправной точкой послужил педагогический совет, на котором научный руководитель эксперимента, сотрудник Научно-исследовательского центра гуманитарных образовательных технологий С.О.Бачурина, познакомила коллектив с различными подходами, парадигмами в образовании, «заразила» идеей гуманитарных ценностей и смыслов.
Казалось, все просто и понятно. Было определено содержание гуманитарной образовательной среды, включающее:
- благоприятный климат в коллективе;
- владение гуманитарными образовательными технологиями;
- диалогический метод управления ДОУ;
- систему диалогических отношений с детьми, родителями, коллегами.
Соответственно, изучены характеристики гуманитарной образовательной среды:
- человекосообразность - человек рассматривается как цель, а не средство образования; уважаются права и свободы личности; признается приоритет самоопределения, саморазвития, самоконтроля;
- текстуальность - текст является предметной образовательной областью, где любое действие, поведенческие проявления, продукт деятельности понимается как текст, имеющий автора, адресата и смысл, свое знаковое выражение;
- диалогичность - диалог как форма взаимодействия; баланс прямой и обратной созидающей связи;
- конструктивность решения конфликтов и личностных проблем
- взаимодополняемость - предусматривает сложение ресурсов всех участников процесса;
- когерентность – подразумевает степень согласованности деятельности людей в коллективе;
- со-бытийность - предполагает сотрудничество, коллегиальность (возможность в двустороннем порядке в соавторстве педагогов и воспитанников планировать и обсуждать образовательную деятельность),
- со-управление - понимается как предоставление каждому возможности участия в вопросах управления образовательным учреждением);
- насыщенность – имеет в виду множество разных ресурсов, принятие любых субъективных проявлений как отражения полноты человеческой реальности;
- благоприятный психологический климат;
- доверительность – понимаемая как открытость целевых установок, высокая степень доверия участников образовательного процесса друг к другу.
В рамках проекта «Педагог XXI века», реализуемого Научно-исследовательским центром гуманитарных образовательных технологий, был изучен опыт создания и развития разных типов образовательных учреждений: «адаптивная школы» Е.А. Ямбурга (Центр образования № 109, г. Москва), «Класс-центр» С. Казарновского (г. Москва), Центр детского творчества «Южнопортовый» (г. Москва). Педагоги, участники проекта, имели возможность сотрудничать с педагогами и студентами, брать уроки актерского мастерства на занятиях В. П. и Г.М. Николаенко в Театральном институте им. Б.В.Щукина (г. Москва), изучать актерские техники в Вахтанговской сценической школе, получать способы работы над собственным психофизическим аппаратом, участвуя в проведение психологических тренингов, тренингов личностного роста и семинаров по изучению гуманитарных образовательных технологий. «Семинар оставил неизгладимые впечатления. В школе Е. Ямбурга свободно дышалось. Его управленческие решения помогли мне проанализировать свои решения. Научили меня внимательно слушать педагогов и после этого принимать правильные решения. Главное дать им высказаться принимать их такими, какие они есть, и не стараться переделать их. Тренинг дал возможность погрузиться в авторскую позицию взаимоотношения с самим собой, как с автором свой жизни» (педагог И); «Изменилось мое мировосприятие, мироощущение, и ощущение и восприятие себя в этом мире. Появились другие желания, стремления. Поездка стала отправной точкой новой жизни. Очень важно для педагога чувствовать присутствие «внутреннего» наблюдателя: это помогает, заставляет думать и оценивать то, что говоришь и делаешь. Это очень важно, когда имеешь дело с ребенком. Здесь главное – не навредить. И «наблюдатель» заставляет помнить об этом» (педагог К).
Первые шаги были робкими и неуверенными. Не все педагоги приняли идеи гуманитарно-антропологического подхода. Часть педагогов считали проводимые семинары, тренинги, мастер-классы напрасно проведенным временем. Непривычными были предлагаемые проективные методики, выполнение задания «Мой герб», эссе «Мой путь в профессию», дискуссия «Педагогическая рефлексия педагога», и другие, позволяющие педагогам заново «познакомиться» с собой, по-новому посмотреть на педагогическую реальность, свои отношения с детьми, родителями, коллегами. Проводилось анкетирования педагогов с целью выявления их позиции в образовании («Моя роль на педсовете», «Самопредъявление», и др.)
Диагностика показала, что у педагогов наблюдаются проблемы:
- осознанности деятельности,
- целостности восприятия,
- эмпатического слушания другого человека,
- предъявления себя,
- понимания своих и чужих смыслов (внутреннего мира),
- конструктивного решения конфликтов,
- адекватности самооценки,
- саморегуляции и самоуправления.
Трудно воспринимали теорию, научные понятия, необходимые для овладения опытом научной рефлексии своих действий. Авторитарный стиль был ближе, понятнее. Возникли сложности парадигмального плана. Не может человек, ориентированный на предметоцентрированную позицию сразу перейти к гуманитарной. «Ломка прежних ценностей и принципов не является легким делом, она требует немалых внутренних сил личности. Тем не менее, рефлексивная способность к самопознанию, к самокритике, к самоосмыслению – в той мере, в какой они развиваются у данного человека, - позволяют ему измениться в нашем меняющемся мире, приобретать новые взгляды и установки, удерживая, однако, все ценное, что было приобретено в прошлом» (3).
Часть коллектива заняла выжидательную позицию. Другая часть приняла гуманитарные смыслы образования, как отвечающие собственным внутренним запросам, о чем можно судить по саморефлексии, размышлениям: «Научилась владеть собой. Спокойно относится к различным обстоятельствам своей жизни. Научилась анализировать и выделять главное и второстепенное. Видеть в окружающем больше светлого, доброго. Замечать положительное и отвлекаться от отрицательного. Научилась включать «внутреннего» наблюдателя и понимать себя и свою жизнь, не заниматься самоедством. Все это мне помогает в общение с родителями, коллегами, детьми. Вывод: «Счастье- это когда тебя понимают» (педагог А.)
Изучение педагогами опыта образовательных учреждений города Волгограда (лицей №3) и Волгоградской области (школы Новониколаевского района), реализующих гуманитарную модель образования, проведение совместных конференций, семинаров способствует более глубокому осознаванию и погружению в исследуемую проблему. «На уроке химии учитель увлек учеников, пригласил быть соавторами урока. Весь урок проходил в форме диалога. Учителя с учеником и между собой. Дети были включены в общий поток мышления и выступали не только как участники урока, но и как соучастники единого процесса познания. Урок научил меня правильно строить занятия с педагогами, где они не только активные слушатели, но и творцы единого действия» (педагог С).
Коллектив нашего ДОУ находится в начале большого сложного творческого инновационного поиска. Но мы солидарны с В.А.Сухомлинским, который писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» (4).
Сегодня мы можем подвести некоторые итоги и обозначить вектор движения по пути инновационного поиска. На данном этапе экспериментальной работы было выявлено, что:
· среди отдельных педагогов существует инертность в решении педагогических проблем и сопротивление инновациям;
· недостаточный уровень психолого-технологической готовности педколлектива к реализации гуманитарной модели образования связан с недопонимаем сложностей своего субъективного (внутреннего) мира;
· необходимо более глубокое изучение педагогами гуманитарных образовательных технологий;
· требуется курсовая подготовка педагогов по изучению современных исследований комплексных наук о человеке и индивидуальная работа с ними;
· отмечается недостаточная ответственность педагогов за свое образование, их отчужденность от знаний, неспособность предъявлять контексты своего мышления и поведения, неумение вести диалог, некоторая агрессивность, тревожность;
Вместе с тем, наше ДОУ:
- имеет немало достижений, большой педагогический опыт, достаточный управленческий потенциал, что сможет обеспечивать его переход на новый уровень решения педагогических задач;
- большинство педагогов, обладая достаточным опытом педагогической работы, признают несоответствие в своей деятельности между педагогическим знанием и педагогическим действием, обнаруживают потребность в психолого-технологической готовности работать на уровне ценностей и смыслов;
- педагоги, руководители ДОУ признают необходимость гуманитарной модели образования, учета антропологических знаний и ориентации на «человеческое в человеке»;
- инновационные возможности ДОУ связаны с перестройкой методов управления, воспитательно-образовательной и методической работы; введением диалогического компонента в содержание образовательных программ, освоением педагогами гуманитарных образовательных технологий, созданием гуманитарной образовательной среды ДОУ.
Управление ДОУ на данном этапе осуществляется с позиции принципа гуманитарности и направлено на создание открытого гуманитарного образовательного пространства.
Список литературы:
1. Белова, С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: Монография /С.В. Белова – М.: АПК и ППРО, 2006. – 380с.
2. Праздников, Г.А. Образование как сотворение образа /Г.А. Праздников //Педагогика. №2, 2008. – С. 116.
3. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология (курс лекций) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 4. ОРУ (1), 2-е изд. — М., 2003.
4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.– Минск: Университетское, 1988. – 241 с.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста