Приложение МААМ

Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это
специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк.


Актуальность – работая с детьми старшего дошкольного возраста , я находилась в поиске таких методов и приемов работы , которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Мышление , как и другие качества ума , можно развивать. Поэтому я в своей работе стала использовать метод синквейна.


Цели: добиться более глубокого осмысления темы,  совершенствование словарной работы , как основы развития речи в целом.

 

Задачи :

  1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.
  2. Развивать мышление
  3. Обогащать словарный запас детей
  4.  

Этапы написания сиквейна

1 строка – кто? что? 1 существительное

2 строка – какой? 2 прилагательных

3 строка – что делает? 3 глагола

4 строка – фраза из 4 слов

5 строка – ассоциации , возникающие , когда слышишь это слово

 

Целевые группы и их интересы ( объект исследования )

  • Воспитатель : - повышение качества мыслительной деятельности детей - положительная динамика учебных достижений
  • Дети : - овладение универсальными способами умственных действий,  вступление в активную деятельность при выпонении мыслительных операций.

 

 

Инновационность – создание условий для развития личности , способной критически мыслить , т.е. исключать лишнее и выделять главное , обобщать, классифицировать.

 

Результативность ( диагностические данные )

Сравнительная диаграмма по усвоению детьми речевого раздела программы : старшая группа 2009 – 2010 учебный год

Формирование словаря : низкий - 22% , средний – 69% , высокий – 10%

ЗКР : низкий – 58% , средний – 39% , высокий – 3%

Грамматика : низкий – 40% , средний – 54 % , высокий - 6%

Подготовительная группа 2010 – 2011 учебный год

Формирование словаря : низкий – 21% , средний – 33% , высокий – 45%

ЗКР : низкий – 6% , средний – 39% , высокий – 55%

Грамматика : низкий – 3% , средний – 28% , высокий – 69%

 

Заключение

Методика синквейн, применяемая в коррекционной работе по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи, безусловно способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.

Вывод: Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР, словарный запас у детей увеличился , речь стала богаче , ярче , дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

 

 

Использование синквейна – на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями , а также с детьми с нормальным развитем речи.


Библиография

  1. Т.А. Ткаченко «Учимся говорить правильно»
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
  3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

 

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем

Лексическая тема «Осень»

1. Осень

2. Золотая,поздняя

3. Наступает ,радует, грустит.

4. Мне нравится золотая осень!

5. Листопад

 

Лексическая тема «Овощи»

1.Помидор
2.Круглый, красный
3.Растёт, катится, зреет
4.Помидор-это полезный овощ.
5.Огород.

 

Лексическая тема «Фрукты»

1.Яблоко
2.Зелёное, овальное
3.Висит, спеет,падает
4.Я люблю есть яблоко
5.Дерево

 

Лексическая тема «Игрушки»

1.Кубик
2.Цветной,пластмассовый
3.Стоит,падает, лежит
4.Кубик-игрушка для малышей
5.Постройка

 

Лексическая тема «Домашние животные»

1.Кошка
2.Пушистая,рыжая
3.Мурлычет,лакает, охотится
4.Кошка-очень любит молоко.
5.Дом

 

Лексическая тема «Транспорт»

1.Автобус
2.Большой, новый
3.Едет,стоит,перевозит
4.Автобус-это пассажирский транспорт
5.Люди



И так далее используем со всеми темами недели учебного года 

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД