- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Воспитание по традиции
Вспомните, как в детстве бабушка водила пальцем по вашей ладошке, приговаривая: «Сорока, сорока, кашу варила...». Наверняка и вы так играете со своим малышом.
Современные родители задумываются о проблемах воспитания больше, нежели это делали их бабушки и дедушки.
Те в основном были практиками. Большинство же нынешних мам и пап в первую очередь -теоретики, внедряющие развивающие методики в жизни. Это и неудивительно: изменился мир, стал иным и характер воспитания. В то же время в традиционном русском фольклоре лишь небольшое число жанров изначально предназначено для воспитания ребенка и занятий с ним. Большинство текстов лишь по прошествии многих веков «спустилось» от взрослых к детям. Но это не означает, что ребенку предназначалось расти, как сорной траве.
Малыш входил в мир взрослых через посильное участие в семейном труде - для четырехлетнего ребенка считалось нормальным собирать грибы-ягоды, кормить птицу, колоть лучину... Одновременно с этим, дети были свидетелями всей праздничной жизни взрослых - свадеб, рождественских и троицких гуляний. Параллельно существовала и своя ребячья жизнь, свои игры и забавы.
Пора потешек
Сейчас другой ритм жизни, но и в XXI веке вы и ваш ребенок можете привнести в жизнь обычаи наших предков и па практике обратиться к традициям народного воспитания. Правда, для этого вам потребуется немного внимания и усидчивости... Но наградой вам будет радость ребенка, его умение запоминать и образно мыслить, способность видеть красоту и поэзию окружающего мира. А внимание и усидчивость потребуются вам для того, чтобы... запомнить те прибаутки, игры и сказки, которые вы будете рассказывать ребенку. Запомнить, а не прочитать — непременное условие.
Пусть утешением послужит то, что запоминать можно не дословно, важно только сохранить основной смысл и общую ритмику. В народной культуре все знания передавались из уст в уста, без посредничества книг и бумаги. Читая, вы учите ребенка слушать фиксированный текст. Рассказывая (а тем более припевая) — приучаете кроху слышать, как звучит текст, рождающийся сейчас, и эту минуту у него на глазах. Прибаутка, неоднократно повторенная, каждый раз звучит по-новому, в ней меняются слова и оттенки смысла. Так возникает творчество.
Вначале прибаутку говорите вы, потом ее начинает повторять ребенок. Так он учится не просто сочинять, а сочинять на тему, осмыслять предлагаемый ему образ. И подобную практику едва ли может заменить чтение и заучивание авторских стихотворений. Их значение иное, при запоминании оригинальный текст Чуковского или Маршака должен остаться неизменным, а смысл в заучивании таких стихов — тренировка памяти и развитие речи. В ситуации же с народным текстом присутствует еще развитие воображения и образного мышления. Итак, ребенок подрос, ему уже год-полтора. Значит, настала пора потешек, прибауток и простейших игр (начинать рассказывать потешки и прибаутки можно и раньше, по особенно интересными они будут ребенку именно с года-полутора).
Посадите кроху рядом с собой и начинайте:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
За малыми ребятами.
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает!
Направьте к ребенку „козу" (кулак, из которого торчат указательный палец с мизинцем). Вначале „коза" идет медленно, потом быстрее и, наконец, щекочет довольного малыша. Кому-то может показаться, что игры здесь нет, но это это не так. Во-первых, есть образ, в который играют, — коза. А во-вторых, подрастая, ребенок начинает действительно играть — убегать или, напротив, позволять себя защекотать.
Или известная всем „Сорока" (впрочем, все знают обычно только начало этой замечательной потешки):
Сорока, сорока,
Сорока-белобока!
Кашу варила,
Гостей созывала.
Не приедут ли гости
К Аришиной (Машиной, Васиной) чаше?
(Вам следует взять ладошку ребенка и водить по ней круговыми движениями — „варить кашу".)
Этому (мизинец) — дала,
Этому (поочередно — безымянный, средний, указательный) — дала,
А ты, толстый, короткий, ступай, тряси бородкой (говорится, держась за большой палец ребенка и слегка потрясывая его в такт),
Да дрова руби, да воду носи, Да Аришеньку (Машеньку, Ванечку) мой
Да окачивай! (Руки ребенка поднимаются к его головке и резко опускаются, словно вода полилась.)
И пусть вас не смущает, если в детстве вы слышали другую „Сороку" — это же народный текст, у которого нет единого автора, но много исполнителей, а значит, много и вариантов. В этом тексте особенно привлекательна включенность в него вашего ребенка. Малыш, таким образом, будет воспринимать «Сороку» как свою потешку.
У „Сороки" есть еще одно значение — массаж детских пальчиков и ладошки. В полтора-два года начинается активное познание окружающего мира, и в первую очередь его живой составляющей — птиц (знакомство с кошками и собаками, как правило, происходит еще до года, а другие животные слишком большие, чтобы ими безбоязненно интересоваться). Тут на помощь приходят прибаутки о птицах. Пусть вас не пугает, что здесь малышу встретятся непривычные слова. Благодаря этому горизонты мира крохи расширяются, а языковой запас — обогащается.
Гуля, гуля-голубок,
Гуля сизенький, -
Сизокрыленъкий,
Всем миленький.
Синичка, синичка,
Воробью -сестричка.
Воробей-воришка
Залез в амбаришко
Клевать просо
Своим, носом.
Сова, совинъка, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
(Сейчас сову в природе увидеть сложно, но сова и филин являются яркими героями сказок, важными общекультурными символами, поэтому, думается, и эта прибаутка будет нелишней.)
Немного похожи на эти прибаутки заклички солнцу, дождю, радуге... Отличие закличек в том, что изначально они являлись магическим жанром взрослого фольклора, хотя нередко и исполнялись детьми. Потом заклички утратили свои магические функции, начали исполняться просто ситуативно (например, при появлении дождя) и стали принадлежностью детского фольклора.
Заклички передавались от старших детей к младшим. В наши дни структура детского коллектива изменилась, ребятишки разного возраста нечасто играют между собой. Кроме того, во многом утратилась 1ередача традиционных текстов из уст в уста.
Поэтому, вероятно, вы будете единственным человеком, от кого кроха может узнать заклички.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко,
Твои детки плачут,
Пить-есть хотят.
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Радуга дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка
Выше бревнышка.
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.
Закличка, обращенная к солнцу, скрасит дождливый день, а та, что призывает дождь идти сильнее, придаст дождику за окном иные краски. Ребенок, обращающийся к улитке, отнесется к ней бережно и с интересом. А разве это не важно в наш компьютерный век?!
Сказка ложь, да в ней намек
Уже в полтора-два года ваш ребенок может стать активным слушателем сказок. В качестве первых лучше выбрать небольшие сказки с повторами — „Репку", „Колобок". Повторы помогают запоминать и учат логике. Особенно интересны в этом возрасте (и до 3-4 лет) сказки со стихотворными вставками (кроме уже упомянутого „Колобка" это „Волк и семеро козлят", „Ивашка и ведьма").
Сначала малыш не поймет смысла сказки, а будет реагировать лишь на знакомые слова — коза, волк, медведь — и фиксировать внимание на повторяющейся песенке, стараясь ее воспроизвести (вначале на „своем" языке). Время от времени пересказывайте сказку снова и снова: ведь кроха еще очень мал. К тому же сказка — это и обучение интонированию, и навык умения слышать мелодику речи.
По возможности сказки надо не читать, а рассказывать, пропевая (или хотя бы выделяя речитативом) песенки героев. Правда, если вам самим в детстве сказки только читали, то рассказать волшебную историю, пусть и хорошо знакомую, будет непросто.
Кроме этого, малышам лет с трех-четырех можно рассказывать и докучные сказки. Они помогут вам скоротать время, если кроха ну совсем некстати (например, в метро или в очереди к врачу) докучает вам просьбами рассказать какую-нибудь сказку...
В одном болоте лежала была лягушка,
По имени, по отчеству — квакушка.
Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,
Присела, да и застрял в тине хвост.
Дергала, дергала, дергала, дергала —
Выдернула хвост, да застрял нос.
Дергала, дергала, дергала,
Выдернула нос, да застрял хвост и т.д.
С первого взгляда кажется, что в такой сказке-прибаутке и смысла-то никакого нет. Это не так. Подобная форма отлично тренирует память. На традиционных текстах выросло много поколений.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста