- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Формирование у детей интереса к старшему поколению через приобщение к народной культуре.
Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Семейная жизнь связана с народным творчеством и исторической памятью в любых ее формах и проявлениях. Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, содействует сотворчеству детей и взрослых. Детям, начиная с раннего возраста, нужно показывать на живых примерах, что они наследники великих людей, великой страны и великой культуры.
Поэтому в нашем детском саду мы приобщаем современных детей к пластам народной культуры и, в частности, к семейной обрядовой культуре. Мы считаем, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Наша цель - ориентировать родительскую педагогическую позицию на понимание ценности воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений детей со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками).
В своей работе поставили задачи:
- Позитивно изменить отношение детей к старшему поколению семьи, пробудив у них интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям, их жизненному опыту.
- Приобщать детей к культурно-историческим традициям (народным сказкам, рукоделию, отечественному героическому эпосу, истории святых и достопримечательных мест родного края).
- Содействовать организации совместной детско – родительской деятельности: жизни семей в ритме народных праздников, подготовке и проведению домашних праздников, связанных с народными традициями.
Осуществление этих задач мы начали с младшей группы. В течение года мы работали по проекту "Моя семья", что позволило нам лучше узнать наших воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка и установить тесный контакт с родителями и другими членами семьи.
Знакомство с жизнью каждой семьи начали с бесед с родителями и анкетирования. Мы узнали об условиях семейного воспитания, об увлечениях ребенка и его ближайшем окружении, о методах воспитания, используемых родителями, о роли бабушек и дедушек в воспитании детей.
Из анализа результатов анкетирования стало ясно, что родители недооценивают воспитательное влияние бабушек и дедушек на детей, не придают особого значения воспитанию на культурно-исторических традициях. А ведь именно с бабушек и дедушек начинается приобщение детей к истории семьи, к истории страны, уважение, любовь и взаимопонимание друг друга.
Мы считаем, что семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, игры и игрушки из детства бабушки и дедушки - это источники исторических знаний, через которые ребенок познает окружающий мир.
Народная мудрость гласит: "Без корня и полынь не растёт». Поэтому одним из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление в старших группах родословной "Древо моей семьи". Во время поиска своих "корней" дети, родители, бабушки и дедушки стали духовно ближе друг к другу.
Чтобы ближе познакомиться с бабушками и дедушками, организовали в группе с детьми вечер встречи внучат и их старших дузей. На этой встрече наши гости рассказывали о себе, как они раньше жили. Затаив дыханье, дети слушали рассказы бабушек и дедушек об интересных эпизодах из своей жизни, о совместных увлечениях. Многие из них уже на заслуженном отдыхе и за добросовестный труд награждены памятными грамотами и носят почётные звания. Дети очень гордятся ими. А какие увлечения и занятия есть у наших старших друзей - это дети увидели на выставке "Руками наших бабушек", организованной в группе. Оказалось, бабушки - большие мастерицы: они шьют, вышивают, вяжут, вкусно готовят. Дедушки рассказали нам тоже много интересного: ходят на рыбалку, ремонтируют машины, мебель, словом, на все руки мастера.
На занятиях и беседах с детьми мы обогащаем знания детей о представителях старшего поколения. Так, например, на занятиях: "Сколько "я" в слове "семья", "Ветви и корни", "Сундук старой бабушки" - дети познакомились с биографией близких, историей семьи, родословной, учились бережному отношению к семейным реликвиям.
Чтобы установить связь между поколениями в семье, дали детям задание: узнать у родителей, бабушек и дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками.
Так, дети узнали, что в детстве наши бабушки играли в куклы, сделанные из тряпок своими руками. "Простоватые" на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению.
Одна из бабушек показала детям, как можно изготовить такую куклу. Мы видели, как увлекает сам процесс "рождения" куклы, а участие ребёнка в её создании и игра с ней позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и, в то же время, узнавать о традициях и культуре своего народа. Мы считаем, что детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать её в игровой деятельности ребёнка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о её истории.
Русские народные игры всегда привлекают внимание современных детей. Из рассказов своих бабушек и дедушек дети узнали, что любимыми играми у них в детстве были такие игры как "Прятки", "Летят - не летят", "Салки", "Жмурки". Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития побуждает нас вводить эти народные игры в программу организации двигательной активности детей.
В повседневной жизни в работе с детьми мы постоянно обращаемся к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Очень интересно, оживлённо прошли занятия с участием бабушек по знакомству с русскими народными загадками о домашних животных "У бабушки в деревне" и узнавание сказок по отдельным фразам из них "Узнай бабушкину сказку".
В целях воспитания уважительного отношения, чувства сострадания и любви к пожилым людям в повседневных играх "Моя семья" используем разные игровые ситуации. Такие сюжеты как: "Бабушка заболела", "Я помогаю бабушке" или речевые игры: "Вот какая бабушка", "Комплименты", "Оцени поступок", "Скажи - по другому" учат детей выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, проявлять заботу о них.
В детском саду подобрали художественную литературу, диафильмы, видеофильмы, затрагивающую тематику отношений к людям пожилого возраста, из чего дети учатся нормам поведения в общении со старшими, умению поступать тактично, деликатно в разных проблемных ситуациях по оказанию помощи бабушкам и дедушкам.
Так, например, детей познакомили с такими произведениями как Барто А.Л. "Твои стихи", "Было у бабушки сорок внучат", "Две бабушки", Благининой Е.А. "Бабушка - забота", стихи "Наш дедушка", Воронковой "Бабушкины дела", Осеевой "Печенье", "Волшебное слово", "Просто старушка".
Наши воспитанники, вместе с родителями и старшими членами семьи составили свою родословную, нарисовали генеалогическое древо, сочинили свои фамильные гербы и девизы. На них отобразили свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Найти подходящий девиз к гербам помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпенье и труд - всё перетрут" и др.
Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить своими родственными отношениями, что надо помогать друг другу, помнить о них, не забывать вовремя поздравлять своих близких с днём рождения, с праздниками.
Опираясь на помощь и поддержку родителей, бабушек и дедушек, мы создали в детском саду "Книгу народной мудрости", в которую записываем произведения фольклора, изречения известных писателей и философов, имеющие значение в работе с детьми и их семьями по формированию уважительного отношения к людям старшего поколения.
Содержание книги пополняется педагогами и членами семей. Время от времени мы рассматриваем эту книгу, обсуждаем смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждаем использовать их в речи.
Эффективным средством активизации старшего поколения как воспитателей, их педагогического просвещения является использование национальных традиций. Так называемые "Посиделки" - один из старейших обычаев: собираются все - и стар, и млад, занимаются рукоделием, поют песни, рассказывают сказки, перебрасываются прибаутками, народными поговорками.
Традиционно у нас эти посиделки проходят в "Русской избе" нашего детского сада, в создании которого активно участвовали все семьи, где интересно детям всё: увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Старшее поколение с большим удовольствием передаёт свои умения в области народного и фольклорного искусства молодёжи. В исполнении бабушек звучат народные песни и игры, мамы инсценируют народные сказки, дети разгадывают загадки о старинных вещах.
Постепенно наши посиделки стали решать и другие задачи, например, обучать детей рукоделию. Бабушки вместе с воспитателями учат детей вязать, вышивать. Труд детей перемеживается пением, прослушиванием магнитофонных записей народной музыки. Посиделки стали любимой формой проведения досуга с детьми, одновременно способствуя их трудовому воспитанию.
В дальнейшем мы планируем организовать на базе нашего детского сада кружок "Очумелые ручки" для детей и взрослых, в котором будут регулярно проводиться конкурсы творческих работ между семьями.
Началом этой идеи стала акция "Поможем тем, кто рядом" - помощь отцов и дедушек в изготовлении кормушек и скворечников для птиц. Какие скворечники смастерили они!
На День защитников Отечества дети всегда приглашают своих отцов и дедушек. Перед праздником дети и мы с помощью родителей оформляем фотовыставку с фотографиями из семейного альбома. Сколько радости и гордости в глазах у ребёнка, когда он стоит возле стенда и рассказывает о дорогих ему людях.
Встречи с бабушками и дедушками, досуги, праздники, традиционны в нашем детском саду. Вот и мы с нашими детьми и бабушками решили провести вечер-конкурс "А ну-ка, бабушки". Проведению конкурса предшествовала большая работа. Дети подготовительной группы с большой охотой нарисовали пригласительные открытки для гостей, мастерили сувениры, поделки, учили стихи и песни, посвящённые бабушкам, разучивали танцы. Красиво оформили зал, выпустили поздравительные плакаты, стенгазету с фотографиями бабушек и внучек, оформили выставку детских рисунков "Бабушки глазами детей".
Эту встречу с бабушками ждали представители всех поколений семьи и охотно принимали участие. Конкурс прошёл на большом эмоциональном подъёме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем.
На празднике, кроме выступлений детей, наши бабушки участвовали в конкурсах песен "Угадай мелодию", пословиц и поговорок, "Одень малыша", "Успокой малыша", "Угадай внучку". А зажигательные танцы "Барыня" и "Гопак" в исполнении наших бабушек никого в зале не оставили равнодушными.
Закончился наш вечер за дружным столом - за сладким чаепитием, где наши бабушки продемонстрировали свои таланты по кулинарному искусству.
В конце вечера дети подарили своим гостям памятные сувениры, изготовленные своими руками. В память о нашей встрече все вместе фотографировались, пополнили наш альбом ещё одной знаменательной фотографией.
Мы увидели искрящиеся глаза и улыбку на лицах наших гостей - значит час, проведённый вместе, прибавил им хоть немного жизненной силы, радости и удовольствия и мы с детьми уверены, что трудились не зря.
Мы считаем, что проведённая работа дала положительные результаты. Привлекая мудрых бабушек и дедушек в помощь молодым родителям, мы увидели, как окрепла связь поколений в семье, вырос интерес к представителям старшего поколения, к их знаниям, жизненному опыту. Дети научились с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. И теперь бабушки и дедушки не зрители и наблюдатели в детском саду, а активные участники жизни детского сада.
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 223» г.Саратова
Заведующий МДОУ Галицына В.Л.
Старший воспитатель Комарова Г.М.
Воспитатель: Байбикова Р.Д.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста