Детское экспериментирование не только развивает восприятие, внимание. мышление, память, но и приучает аргументировать свои высказывания, учит строить логически завершённые высказывания, используя сложноподчинённые предложения. Ребёнок-исследователь делает самостоятельно открытия!
Занятие-эксперимент в подготовительной группе
Тема "Путешествие в прошлое часов"
Программное содержание.
- Продолжать формировать понятие об идеальности как уменьшении вредных и увеличении полезных функций в ходе исторического совершенствования предметов.
- Подвести к пониманию того, что преобразователем предметов является человек, его постоянно растущие потребности; развивать управляемое воображение.
- Воспитывать уважение к человеку труда.
- Развивать восприятие, мышление, умение аргументировать.
Оборудование: разные виды часов, картинки петуха, подсолнуха и т.п. Методические приемы.
- Мозговой штурм (МШ). Что общего между солнышком и петухом? К какому общественному понятию их можно отнести? (природные часы)
- Этапы развития часов: солнечные часы, часы-петух, водяные, песочные, механические, электронные.
Конспект занятия
Беседа.
Воспитатель: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло пол дороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море, пришло время идти людям по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.
Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал. Попробуйте и вы сделать то же самое изобретение. (И.Мельников «Про часы и о часах»)
Экспериментирование.
(Дети вместе с воспитателем «изобретают» солнечные часы). Нарисовать столб, начертить вокруг столба круг, разделить его на части. Каждое деление равняется 1 часу).
Но со временем солнечные часы перестали устраивать человека. В чем?
А часы-петух могли человека подвести? По какой причине петух мог раньше времени поднять крик? (во сне с жердочки свалиться, лисы испугается…). Какие природные ресурсы были в то время в распоряжении человека? (вода). И люди действительно придумали водяные часы.
Рассказ воспитателя об устройстве водяных часов.
В начале человек был рад новому изобретению, так как новые часы не зависели от того, есть солнышко на небе или нет. Но… прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? А если вместо воды налить в них молока, что произойдет?
Стали люди голову ломать, как придумать часы получше. И придумали вот такие часы /песочные/. Как они называются? Они удобные?
Дидактическая игра. «Хорошо-плохо».
Песочные часы – это хорошо, потому что… . Но это и плохо, потому что… . Люди каких профессий и сейчас пользуются песочными часами?
Как люди решили противоречие с песочными часами? (Придумали часы с механизмом). Рассказ воспитателя о работе механических часов. Как вы думаете, что больше всего нравилось людям в механических часах? А почему они придумали электронные часы?
Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди! (демонстрирует различные виды современных часов).
Игра «Цена минут».
Провести соревнование: кто за одну минуту (2-3) больше нарисует квадратов, треугольников, прямоугольников или свяжет обрывки нитей.
Итог. Рефлексия.
Что было интересно, что было трудным?
Предыдущие статьи: