МААМ-картинки

Занятие-путешествие «По железным дорогам через всю Россию»

Наш детский сад посещают дети, родители которых работают на предприятиях ОАО "РЖД". Ранняя профориентация дошкольников является одним из направлений работы нашего коллектива. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период  для развития любознательности, что позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.

Конспект занятия.

Программное содержание: познакомить детей с городами России: Новосибирск, Екатеринбург, Тула (герб, достопримечательности), продолжать знакомить с работой железнодорожного транспорта, познакомить с президентом В.И. Якуниным, закрепить знания детей о стране, в которой они живут, железнодорожных профессиях. Совершенствовать навыки детей схематично отображать увиденное. Развивать связную речь, воображение. Воспитывать любовь к своей большой Родине России, уважение к труду работников железной дороги.

Материалы и оборудование: изображения гербов и зданий вокзалов городов: Улан-Удэ, Новосибирск, Екатеринбург, Тула, Москва; картинки легкового автомобиля, трамвая, поезда, самолета; макет локомотива поезда, коробка с инструментами (гаечный ключ, кувалда, костыль, болт, гайка), тульский самовар, сувенирный пистолет, тульские пряники, фотография президента Российских железных дорог В. И. Якунина, блокноты, карандаши.

Предварительная работа: экскурсия на железнодорожный вокзал, беседы с детьми, рассматривание картин, книг, открыток о железной дороге.


 

Ход занятия:

На доске висят гербы пяти городов: Улан-Удэ, Новосибирск, Екатеринбург, Тула, Москва. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску, как одним словом, можно назвать то, что находится на доске. (ответы детей).

Совершенно верно, это гербы, причем гербы разных российских городов. Есть ли среди гербов знакомые вам (ответы детей).

Мы знаем с вами, что любой герб города, может рассказать о городе, которому он принадлежит. Что изображено на гербе города Улан-Удэ и о чем это говорит? (ответы детей). Что изображено на гербе города Москва и о чем это говорит? (ответы детей).

Москву называют самым главным городом нашей страны, почему? (ответы детей). Что вы можете рассказать о нашей великой Родине? (ответы детей).

Молодцы ребята. В России очень много городов, поселков и деревень. Какие города вы знаете? (ответы детей). Кроме названных городов, в нашей стране очень много других красивых городов и каждый большой город имеет свой герб. Вот и эти три герба принадлежат российским городам (воспитатель показывает на оставшиеся три герба). А вы знаете, каким городам они принадлежат? (ответы детей). Хотели бы узнать?

Сегодня я предлагаю отправиться всем вместе в путешествие по нашей матушке России. Цель нашего путешествия, будет, узнать каким городам принадлежат эти гербы. Вы готовы отправиться в путешествия (ответы детей). Для начала нам предстоит выбрать транспорт на котором мы сможем поехать. (воспитатель выставляет на доску картинки на которых изображены: легкой автомобиль, самолет, трамвай, поезд).

Как вы думаете какой из предложенных видов транспорта будет наиболее удобен нам для путешествия, чтобы мы смогли поехать все вместе и хорошо рассмотреть все красоты и богатства нашей России. (дети предлагают свои варианты, аргументируют свои ответы, приходят к выводу, что наиболее приемлемым является железнодорожный транспорт, так как соблюдены все условия). Я предлагаю, взять с собой блокноты, как вы думаете для чего? (дети берут блокноты, чтобы схематично изображать увиденное в пути).

Итак, вагоны у нас уже готовы (стоят столы со стульями, имитирующие купе вагона поезда), а чего не хватает? (ответы детей). Локомотив стоит на запасном пути. Человек, какой профессии может нам помочь прицепить локомотив к вагонам поезда? (ответы детей, выбираем среди двух детей двух составителей поездов учитывая, что это профессия мужская, выбираем двух мальчиков, составляем поезд).

Хорошо, спасибо составителям, наш поезд готов, но без кого не может двинуться поезд? (ответы детей). Давайте выберем машиниста поезда. Ребята, разрешите на правах взрослого человека, я возьму на себя должность помощника машиниста, чтобы мы не заблудились с вами в пути. (машинист и пассажиры занимают свои места).

Когда поезд отправляется, машинист дает длинный гудок, сейчас я покажу какой, а далее этот гудок будет давать наш машинист. (включается аудиозапись гудка поезда с последующим стуком колес) Вот мы и отправились с вами в дальний путь, давайте помашем рукой нашему детскому саду, нашему городу. (стук колес затихает, первая остановка).

Новосибирск

Воспитатель показывает фото здания вокзала города Новосибирска, обращает внимание на архитектуру, внешний вид здания. Какое красивое здание вокзала, давайте выйдем из вагона и посмотрим, в какой город мы с вами приехали.

Дети выходят из «поезда», подходят к мольберту с вывеской «Новосибирск», читают название города, рассматривают герб города, воспитатель рассказывает о том, что изображено на гербе, по ходу рассказа задает детям вопросы, о значении символов на гербе города.

В центре герба находится щит, на котором присутствует три цвета: зеленая сторона символизирует о богатстве (тайга), белая – снег, покрывающий город в течение длительного времени, голубая лента символизирует реку Обь, протекающую в этом городе. Черно-серебряный пояс – это железная дорога, по которой мы с вами приехали. В месте, где река пересекается с железной дорогой – находится основной элемент герба мост через реку Обь. Какие животные держат щит? (соболя) О чем это говорит? (ответы детей).

Новосибирск очень большой и красивый город, в нем много разных заводов и фабрик: фабрика игрушек, шоколадная фабрика, фабрика, где выпускают обувь. В городе есть большой зоопарк, в котором собрана одна из лучших коллекций семейства кошачьих. Каких представителей этого семейства вы знаете? (ответы детей). В этом зоопарке случилось чудо! Зоологи зоопарка вывели нового представителя семейства кошачьих. Это животное называется лигр. Вот оно. (воспитатель показывает фото) Это лигрица Зита. У Зиты мама тигрица, а папа лев. Посмотрите, какое это красивое животное в природе такого животного нет.

Ребята, а нам пора ехать дальше, проходим в вагон, садимся на свои места. Давайте сделаем записи и зарисовки в свои блокноты: в каком городе побывали, что интересного узнали.

«Едем» дальше, машинист дает гудок к отправлению поезда, включается аудиозапись стука колес, по ходу движения воспитатель просит детей пофантазировать и сказать, что они видят из окон поезда, стук колес затихает, вторая остановка, воспитатель показывает фото здания вокзала города Екатеринбурга, обращает внимание на архитектуру, внешний вид здания.

Екатеринбург

Какое красивое здание вокзала, давайте выйдем из вагона и посмотрим, в какой город мы с вами приехали.

Дети выходят из «поезда», подходят к мольберту с вывеской «Екатеринбург», читают название города, рассматривают герб города, воспитатель рассказывает о том, что изображено на гербе, по ходу рассказа задает детям вопросы, о значении символов на гербе города.

В центре герба – щит, который разделен на две половины. В верхней части герба изображены рудокопная шахта в виде колодца и плавильная печь с красным огнем – это символизирует горнодобывающую и металлургические отрасли. Синий пояс, в нижней части герба, символизирует реку Исеть. Медведь и соболь, держащие щит, охраняют город.

Екатеринбург очень большой и красивый город. В этом городе находится памятник первому паровозу. Кто создал первый паровоз? (ответы детей). Этот паровоз, ребята, ездил намного медленнее современных локомотивов и работал на угле. Современные локомотивы работают на дизельном топливе – тепловозы и на электричестве – электровозы.

А еще в этом городе есть металлургический завод, на котором выпускают разные металлические предметы. Давайте посмотрим, какие предметы выпускают на заводе. (воспитатель открывает коробку, в которой лежат инструменты: гаечный ключ, кувалда, костыль, болт, гайка). Как это можно назвать одним словом? (ответы детей). Эти предметы сделаны из металла, давайте попробуем определить свойства металла (с помощью исследовательских действий, делается вывод: металл тяжелый, прочный, холодный). Это инструменты, с которыми приходится работать монтеру пути. Кувалда помогает забить вот такой гвоздь, который называется костыль, чтобы закрепить рельсу со шпалой. Гаечный ключ помогает закручивать гайки на болтах, которые скрепляют между собой рельсы. Давайте повторим еще раз название всех инструментов.

Но, а сейчас наше путешествие продолжается. Ребята, проходим в вагон, садимся на свои места, делаем записи и зарисовки в свои блокноты: в каком городе побывали, что интересного узнали.

«Едем» дальше, машинист дает гудок к отправлению поезда, включается аудиозапись стука колес, стук колес затихает, третья остановка, воспитатель показывает фото здания вокзала города Тула, обращает внимание на архитектуру, внешний вид здания.

Тула

Какое красивое здание вокзала, давайте выйдем из вагона и посмотрим, в какой город мы с вами приехали.

Дети выходят из «поезда», подходят к мольберту с вывеской «Тула», читают название города, рассматривают герб города, воспитатель рассказывает о том, что изображено на гербе, по ходу рассказа задает детям вопросы, о значении символов на гербе города.

В центре герба – щит, на котором изображены два клинка (ножа), ствол оружия, вверху и внизу по одному золотому молоту. Все это говорит о том, что город славиться своим оружейным заводом (воспитатель показывает детям сувенир пистолета, предлагает рассмотреть, подержать).

А еще город Тула славиться своими тульскими самоварами (воспитатель предлагает рассмотреть самовар, его устройство) и вкусными тульскими пряниками. А давайте мы с вами немного подкрепимся и попьем чай с пряниками (дети пьют чай). Подкрепились – пора в дорогу. Но сначала давайте сделаем записи и зарисовки в свои блокноты : в каком городе побывали, что интересного узнали.

«Едем» дальше, машинист дает гудок к отправлению поезда, включается аудиозапись стука колес, стук колес затихает, четвертая остановка, воспитатель показывает фото здания Казанского вокзала города Москва, обращает внимание на архитектуру, внешний вид здания.

Москва

Ребята, мы приехали с вами в Москву, на одном из занятий мы уже знакомились с достопримечательностями этого большого и красивого города, о каких достопримечательностях я сейчас говорю? (ответы детей). Сегодня я хочу показать вам еще одно интересное место в Москве, давайте выйдем из вагона.

Дети выходят из «поезда», подходят к мольберту с вывеской «Москва», читают название города, воспитатель показывает фото здания МПС.

Ребята, посмотрите на это здание, это главное здание страны железных дорог, в котором работают самые главные железнодорожники страны. Самым главным является президент Российских железных дорог Владимир Иванович Якунин (фото). Он руководит работой всей российской железной дороги, кроме этого Владимир Иванович заботится о детях железнодорожников - оказывает помощь детским домам творчества, детским садам для детей работников железнодорожного транспорта.

Вот и сегодня Владимир Иванович позаботился о нас с вами, чтобы мы не опоздали на обед, он предоставил нам совершенно новый высокоскоростной поезд, который называется «Сапсан». Этот поезд, ребята, едет в три раза быстрее того, на котором мы с вами сюда приехали, а это значит, что мы с вами в три раза быстрее вернемся в детский сад. Пока такой поезд ездит только по маршруту Москва – Санкт - Петербург, но возможно в скором времени будет ездить и по всем российским железным дорогам. Давайте поблагодарим Владимира Ивановича за помощь и отправимся в обратный путь, но сначала давайте сделаем записи и зарисовки в свои блокноты: в каком городе побывали, что интересного узнали.

«Едем» дальше, машинист дает гудок, включается аудиозапись стука колес высокоскоростного поезда, стук колес затихает.

Наше путешествие подошло к концу, мы вновь вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?

Давайте подойдем к карте и вспомним, в каких городах мы с вами побывали, что интересного и нового узнали и отметим наш путь красными флажками, а вечером обязательно расскажите о нашем с вами путешествии своим родителям, братишкам и сестренкам.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД