Папки-передвижки

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Весна

Тема: «Весна»

Дроздова Маргарита Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» (МБДОУ Д/с № 21).


Предмет: итоговое занятие по развитию речи

Продолжительность: 30 минут

Возраст детей: подготовительная группа

Цель: развитие у дошкольников умения воспринимать образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

Задачи:

- продолжать формировать у детей умение правильно воспринимать образ весны, чувствовать настроение, отраженное художником, композитором, поэтом, писателем в своих произведениях и передавать его словом;

- учить дошкольников передавать настроение с помощью интонации, способствовать развитию выразительности детской речи;

- упражнять словообразованию прилагательных от существительных, развивать словарный запас.

Развивающая среда: репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана, колокольчик, флажок, цветные фишки, медальки.

Оборудование: запись музыкального произведения П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года», «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок о весне, пение песен, рассматривание и рисование пейзажных картин о весне.


Ход занятия:

1часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею, где мы познакомимся с новой картиной (дети проходят в группу, садятся на стулья по трем подгруппам).

В группе оформлена выставка детских картин о весне. Воспитатель обращает внимание детей на рисунки, дети рассматривают их, затем рассаживаются за столы по подгруппам.

- А для начала давайте послушаем музыкальное произведение П.Чайковского о времени года.

Вопросы к детям:

- Мы с вами прослушали музыку. Как вы думаете, о каком времени года? (о весне)

- Какая музыка по характеру? (грустная, медленная, спокойная)

- Чьи голоса слышны в этом произведении? (голоса птиц, звук капели)

- А теперь послушайте, какое стихотворение написал поэт Трутнев Е. «Когда это бывает?» о весне:

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На сугробах ломкие льдинки – кружева,

Первая проталинка, первая трава.

- Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? (ответы детей).

Затем воспитатель открывает картину.

- Ребята, давайте с вами рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Левитан «Весна. Большая вода».

(Рассматривание картины)

Вопросы к детям:

- Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

- А что художнику казалось красивым и интересным?

- Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

- Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

- А есть ли в картине солнце? Как вы думаете?

- Есть. Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем о нем. Солнце еще не яркое, но чувствуется его тепло.

- А что изображено на переднем плане слева? (лодка)

- Она стоит у согретого солнцем берега. Наверно в ней приехал художник, чтобы написать свою картину с натуры.

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

- Чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картин, от ожидания тепла и буйного расцвета природы.

2 часть

Физминутка:

Зрительная гимнастика.

Вот стоит весенний лес!

В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Динамическая пауза.

Раз – два – три – четыре – пять,

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем?

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

3 часть

- Ребята, послушайте пожалуйста отрывок из рассказа писателя И.Соколова – Микитова «Лесные картинки» :

«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птиц. Звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие ветки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвою. Зацветет черемуха, защелкают соловьи. Прилетят и закукуют кукушки. Побегами молодой травы покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»

Вопросы к детям:

(работа с детьми по подгруппам)

- Какими словами автор назвал весну? (радостна, шумна, пахуча, хороша)

- Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянка)

- О чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река)

- А о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, снежок)

- А о чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако)

- А теперь назовите признаки весны. Какая она? (теплая, красивая, горячая, солнечная, голубая)

- Какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое)

- МОЛОДЦЫ! (за правильные ответы откладываю фишки).

4 часть

- Ребята, хотите поиграть? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

Колокольчик расписной

Он всегда, всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон

Раздает загадки он!

- Ребята, о весне вы знаете много стихов, загадок, пословиц, примет. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика.

Дети строятся в круг, рассказывают стихи, пословицы, поговорки» [1; 2; 3; 6].

- А теперь следующая игра: «Кто внимательный?»

Кому из детей попадет флажок в руки, должен сказать любое предложение о весне так, чтобы мы увидели, что вы относитесь к тому, о чем говорите.

- Солнце светит.

- Весна пришла.

- Травка зеленеет.

- Идет дождь.

- Шумит ледоход. (И т.д.)

- МОЛОДЦЫ!

Подведения итогов (подсчет фишек, награждение небольшими медальками из бумаги).

Вопросы к детям:

- О чем говорили на занятии?

- Что понравилось?

Рефлексия.

- С каким настроением заканчивается для вас занятие? Приклейте значок на доске.

Варианты значков:

- «Солнышко» - на душе светло, радостно.

- «Тучка» – на душе пасмурно и грустно.


Список использованных источников:

1. Белая А.Е. пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / - М.; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство аст», 2004.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Уч. – изд. 1985.

3. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996.

5. Курочкина Н. «Знакомим с пейзажной живописью». Учебно-наглядное пособие. Издательство: Детство – Пресс, 2011.

6. Четыре времени года. Стихи для детей. Красноярское книжное издательство, 1959.

Похожее: развивающие занятия в детском саду.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД