- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Занятие по математике. Цифра 3
Жихарева Алевтина Николаевна, воспитатель высшей категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад №11 "Капелька" города Протвино Московской области 2007
Занятие по математике в старшей группе.
Тема: Цифра 3.
Цель:
1. Познакомить с образованием и составом числа 3.
2. Закрепить представление о сложении.
З. Закрепить умение сравнивать предметы по свойствам.
4. Закрепить представление о линиях ( прямая, кривая, отрезок, луч).
5. Продолжить работу по составлению простейших рассказов-задач.
Материалы к занятию:
-демонстрационный - 3 медведя, 3 стула, 3 кровати, картинка для игры “Третий лишний”, 2 верёвочки, салфетки двух цветов, карточки с цифрами 1,2,3, карточка с цифрой 3 из наждачной бумаги.
-раздаточный - по 3 чашки, карточки: с цифрами 1,2,3, с цифрой 3 из наждачной бумаги, со знаками +, =, модели " мешков" для примеров на сложение, картинки: рыба, малина, бочонок мёда.
Конспект занятия
Введение в игровую ситуацию.
Дети, сегодня нас с вами приглашают в гости наши старые друзья. Кто? Вы сможете это узнать, отгадав загадку: "Возле леса, на опушке, трое их живут в избушке. Там 3 стула и 3 кружки, З кровати, 3 подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?" (3 медведя).
Давайте подойдём к ним.
- Здравствуйте, 3 медведя.
- Каких предметов было в этой сказке по 3? (3 стула, 3 кружки, 3 кровати, 3 подушки.)
-Что можно сказать о количестве кроватей и медведей? (Их поровну, медведей столько же, сколько кроватей).
Мишки проснулись, сели за стол, хотели попить чай – нет чашек.
Знакомство с цифрой 3. Образование числа 3.
-Сейчас мы с вами сядем за столы и приготовим медведям чай.
Миша, подойди к фланелеграфу, остальные работают за столами. Отсчитайте 3 чашки и обозначьте это количество предметов цифрой.
Каждое число имеет свой значок на письме, т. е. цифру.
-На что похожа цифра 3? (...).
"Тройка третий из значков, состоит из двух крючков".
- Третий из значков, - какие это знаки? (1, 2, 3).
Положите картинку с чашкой посередине стола. Возьмите большую карточку с цифрой З. Закройте глазки. Проведите пальчиком по поверхности цифры. Откройте глазки.
Напишите цифру 3 в воздухе
- ладонью,
- сложив три пальчика клювиком,
- двумя руками одновременно,
-носом.
Положите цифру 3 сверху на чашки.
- Сколько стульчиков в доме у мишек? Какого они цвета? (зелёные и красные ). Сколько зелёных стульчиков? (2). Сколько красных стульчиков? (1). Как мы нашли число 3? (2+ 1=3)
-Танечка подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.
Запишем это выражение: 2+1=3
- А если мы к 1 красному стульчику прибавим 2 зелёных стульчика, сумма изменится? (...).
Давайте проверим: 1+2=3
Алиса подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.
Запишем это выражение: 1+2=З
Из каких двух чисел состоит число 3?
3 – это 2 и 1.
3 –это 1 и 2.
Закрепление представлений о числе и цифре 3.
- Наши мишки попили чай. Чтобы они могли вытереть лапки, им нужны салфетки.
- Даня, какую салфеточку ты предложишь медвежонку? (белые)
- А медведю и медведице положи салфетки другого цвета и одинаковые (. . . ). Садись.
- Какие салфетки на столе у мишек? (розовые и жёлтые).
- Сколько (розовых) салфеток? (1)
- Сколько (жёлтых) салфеток? (2)
- Сколько всего салфеток? (З)
- Как мы получили число 3?
1+2=3
Даша, подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.
Запишем, как мы нашли З: 1+2=З
Испачкал медвежонок свою салфетку. Надо заменить её на чистую. (Убираю её со стола).
Сколько салфеток на столе? (2)
- Сколько салфеток я добавила? (1)
- Сколько всего салфеток стало? (3).
- Как мы получили число 3: 2+1=З.
Карина подойдёт к фланелеграфу, остальные работают за столами.
Запишем как мы нашли число 3: 2+1=3.
Из каких двух чисел состоит число 3?
3 – это 1 и 2
3 – это 2 и l.
Цифры и знаки положили на поднос.
Наш Мишутка очень любит играть. Сейчас мы с вами подойдём к столу. Миша просит вас взять по З кубика одного цвета и положить их в ряд перед собой. Теперь возьмите столько же таких же кубиков. Как показать, что их "столько же"? ( Сосчитать, положить по 2, построить башенки).
(Если двое детей взяли кубики одного цвета, значит, они не смогут выполнить второе задание). Проблема. Надо её решить самостоятельно. Кто-то может отдать свои кубики, себе взять другого цвета; можно попросить недостающие кубики).
- Постройте 3 башенки, одинаковые по высоте.
- Сколько кубиков в каждой башенке? (по 2)
- А теперь сделайте так, чтобы все башенки были разной высоты.
( переложить кубик с одной башенки на другую).
- Постройте башенки по порядку: от самой низкой башенки к самой высокой: слева - направо.
- Сколько кубиков в самой низкой башенке? (1). Поставьте перед ней цифру.
- Сколько кубиков в башенке чуть повыше? (2). Поставьте цифру.
- Сколько кубиков в самой высокой башенке? (3) Поставьте цифру.
- Назовите цифры по порядку, поднимаясь по лесенке и спускаясь вниз.( Дети "шагают пальчи- ками вверх и вниз, называя числа от 1 до 3 и от 3 до 1).
Физкультминутка.
3 медведя шли домой, (дети шагают на месте, вперевалочку)
Папа был большой - большой (поднять руки над головой, потянуться вверх)
Мама с ним пониже ростом ( руки на уровне груди)
А сынок - малютка просто ( присесть)
Очень маленький он был ( присев, качаться по-медвежьи )
С погремушками ходил ( встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь ( имитировать игру с погремушками )
Шли медведи домой и вдруг видят - 2 тропинки. Это какая линия? (кривая) Это какая линия? (прямая ) Завяжу с одной стороны узелок. Как мы назовём часть прямой линии с одним концом? (луч) Завяжу с другой стороны узелок. Как мы называем часть прямой линии с двумя концами? (отрезок)
Дети, а куда идут медведи?
Мама - медведица говорит: " Мы идём в медвежью школу. Мой Мишутка пока ничего не знает. А ему пора учиться. Дети, берите Мишутку с собой.
Сели за столы.
Возьмите листочки. Что здесь нарисовано? (прямые, отрезки, лучи )
Обведите прямые - синим фломастером, отрезки – зелёным фломастером, лучи - жёлтым фломастером. Проверили друг у друга. Положили листочки посередине стола, фломастеры поставили в баночки.
Закрепление смысла сложения, понимание взаимосвязи между целым и частью.
Чтобы медведям крепко спать зимой, нужно хорошо питаться. Давайте мы угостим медведей.
- В 1-й маленький "мешок " мы положим рыбу и малину, во 2 - мёд. Сложим эти две части.
-Какой нужен знак, если мы складываем? (плюс, знак сложения). Что получим в сумме, когда сложим обе части? (рыба, малина, мёд). Назовите по картинке 1-ю часть? Назовите по картинке 2-ю часть? Назовите целое. Изменится ли целое, если поменять местами части?
Давайте проверим.
-Поменяйте части местами. Что теперь у нас в 1-м "мешке". Во 2-м - "мешке"? Какая получилась сумма? Что вы заметили? Получилось то же самое.Если части меняются местами, сумма - целое не изменяется. Давайте скажем это все вместе.
"Мешки" с картиночками положили на поднос.
Закрепление представлений о свойствах предметов.
У меня для вас есть ещё одна интересная игра - "Четвёртый лишний". Рассмотрите картинки. Как назвать их одним словом? (листья).
Как вы думаете, какая картинка лишняя? Почему?
Учить составлять простейшие рассказы - задачи ( без анализа и без использования терминологии)
К нашему медвежонку пришли в гости друзья.
-Придумайте историю про наших друзей.
Давайте запишем равенство: 1+2=3
Итог:
-Где мы с вами сегодня были?
-Вам понравилось в гостях у медведей?
-Чем мыс вами занимались?
Что было трудно?
С какой новой цифрой вы познакомились?
Мне сейчас медведица шепнула: " За то, что мы угощали их чаем, рыбой, малиной и мёдом, они тоже хотят вас угостить – конфетами”.
Уходя из гостей, что мы с вами должны сказать? (поблагодарить и cказать: “До свидания”).
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста