- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Экологическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Экологическое занятие по теме: Тайна леса.
Цель:
уточнение представлений о лесе, о взаимосвязи лесных обитателей.
Задачи:
- расширять знания детей о лесе;
- знакомить детей с экологическими знаками;
- закреплять знание правил поведения в лесу;
- воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
Прогулки по территории сада; экскурсии в парк для знакомства с породами деревьев, кустарниками и травянистыми растениями; викторина «На лесной поляне»; чтение художественной литературы о природе; рассматривание через лупу насекомых; наблюдения за птицами; часть детей учат стихи, подготовленные педагогом; другая часть детей готовят инсценировку сказки «Хорошо, когда умеешь удивляться»; изготовление масок для инсценировки.
Оборудование:
В помещении группы создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты – зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручей». По краям стоят макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд. Аудиозапись с шумом леса, голосами птиц.
Ход занятия:
Педагог читает загадку:
Летом охлаждает, зимой согревает. (лес)
- Вы хотите побывать в лесу? Вот сегодня мы и совершим воображаемую прогулку по лесу.
(Педагог вместе с детьми проходит к воображаемому лесу).
Педагог:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – МЫ СВОИ!
- Дети, послушайте шум листвы, щебет птиц. Они как будто говорят: «Здравствуйте, дети, мы вам верим, что вы наши друзья, мы вам очень рады». (Звучит шум леса, голоса птиц.)
Педагог: Лес – это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле , в траве вьют гнёзда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилища ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землёй, если осторожно разворошить землю, то можно увидеть корни трав, а ещё глубже уходят корни кустарников и деревьев. Чтобы трава не завяла, корни надо снова прикрыть землёй. Под землёй находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов. Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их – совы и другие хищные птицы. Летом на всех этажах много жильцов.
Игра «Летает – не летает»
Педагог: Когда проходишь в глубину леса, в чащу – становится прохладно. Почему? (ответы детей)
Педагог: Солнце с трудом проникает сквозь густые и частые ветви деревьев. В чаще леса меньше света, чем на опушке и поэтому там растут совсем другие растения: лишайники, мхи. Но мы сейчас находимся на опушке леса, здесь светло, много растений. А угадайте, какие деревья и кустарника растут здесь?
Загадки:
Никто не ругает, а вся дрожит. (осина)
Стоит Алёна платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (берёза)
Я на розу так похож, разве, что не так хорош. Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (шиповник)
Тёмной он покрыт корой, лист красивый вырезной, а на кончиках ветвей много, много желудей. (дуб)
Педагог: А сейчас мы вышли на поляну. Полюбуйтесь, как здесь красиво! Что вам здесь нравится, чем хочется любоваться? (ответы детей: цветами, бабочками и т.д.)
Педагог: Посмотрите, какие знакомые растения вы видите на поляне? Почему у цветущих трав кружатся насекомые, но у одних их много, например, у иван-чая, а у других их совсем нет, у пижмы, например? (ответы детей)
Педагог: Цветущие растения, которые издают приятный, нежный запах называются ещё ароматными. Они и привлекают к себе насекомых.
Игра «Цветы»
Ребёнок:
Я иду сорвать цветок,
из цветов сплести венок.
Дети:
Не хотим, чтоб нас сорвали
и венки из нас сплетали,
мы хотим вот здесь остаться.
Будут нами любоваться.
( Дети-цветы разбегаются, водящий их ловит).
Педагог: Лес – это наш зелёный друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение и поэтому надо беречь лес и всех, кто живёт в нём.
Дети, а вы обратили внимание, что здесь повсюду развешаны какие-то знаки? Что они обозначают? ( Приложение №1)
Педагог обобщает ответы детей. Заранее подготовленные дети к каждому знаку читают стихи. (Приложение №2)
Педагог: Мы сегодня побывали в чаще леса, на опушке и на лесной поляне. Много интересного увидели и узнали. А главное, вы никому не причинили вреда. Вы – настоящие друзья природы.
А сейчас присядем все на полянке и посмотрим, какая интересная история произошла с кузнечиком.
Сказка «Хорошо, когда умеешь удивляться» (Приложение №3)
Приложение 2
Стихи.
Не разоряйте птичьего гнезда.
дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Не вырезайте надписи на деревьях.
Стоят деревья-великаны...
Их не жалеют хулиганы.
И режут острыми ножами
Слова на дереве - "на память!"
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут - добро и красоту несут...
Не разжигайте костер в лесу.
Без взрослых в лесу развлекаться опасно -
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Пожары лесные - большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы...
Без взрослых костер разжигать не годится!
Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята...
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться и напиться...
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки...
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья.
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Не разоряйте муравейники
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Не шумите в лесу
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Не рвите полевые цветы
Цветы украшают луга и леса
Но это не только природы краса-
В них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты…Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Приложение 3
Экологическая сказка: «Хорошо, когда умеешь удивляться».
Цель: развитие интереса к окружающему миру.
Действующие лица: Сказочница, пчела, кузнечик, жук, божья коровка.
(На поляне лежит Кузнечик и грызет травинку).
Сказочница: Жил-был Кузнечик. Ничему на свете не удивлялся Кузнечик. Ни тому, что из маленького жёлудя вырастает огромный дуб, что вода превращается в лед, а ледяная сосулька в ручеек, ни тому, что на шляпке у мухомора белые горошины. Целый день он лежал где-нибудь на припеке и грыз травинку. Иногда пролетала мимо Пчела и говорила ему:
Пчела: Кузнечик, знаешь ли ты, какой удивительный цветок вырос у нас на лугу? И называется – подумать только – «львиный зев».
Кузнечик: Что я, львиного зева не видел, что ли? Нашла уж, чем удивить!
Сказочница: Иногда проползал мимо Жук и приглашал его:
Жук: Пойдем вместе к ручью и послушаем, как звенит над водою стрекоза.
Кузнечик: Что я не слышал стрекозиного звона? Нет, мой друг, этим меня не удивишь. К тому же я занят. Я думаю.
Сказочница: А однажды случилось вот что. Ранним сверкающим утром Кузнечик открыл глаза и увидел перед собой на листочке…
Кузнечик: Мухоморчик! Я хочу тебя потрогать. Какой ты маленький! Как ты здесь появился?
Сказочница: Но тут произошло чудо. «Мухоморчик» зашевелился, выпустил крылышки и полетел. Кузнечик от удивления подпрыгнул. Он и не подозревал, что умеет прыгать.
Кузнечик: Ой-ёй-ёй-ёй! До чего замечательный мухоморчик! Эй! Мухоморчик, остановись на минуточку! Очень тебя прошу! Удивительно – никогда ещё я ничему не удивлялся, а сейчас, ну просто до удивления удивлён тем, что вы летаете. Никогда я не видел летающих мухоморчиков! Это какое-то летающее чудо!
Божья коровка: И вовсе я не мухоморчик, я просто-напросто Божья коровка. Что же касается тебя, Кузнечик, то я полагаю, что ты ещё очень многого не знаешь! Что ж удивляйся побольше и ты узнаешь много удивительных вещей!
Сказочница: Божья коровка улетела, а Кузнечик вдруг подпрыгнул, да так высоко, что увидел и поле, и львиный зев, и ручей, и многое-многое другое.
Кузнечик: Ой, до чего же красиво! Ой, до чего же интересно!
Сказочница: Так и до сегодняшнего дня Кузнечик всё прыгает. Почему? Да просто он удивляется всему на свете и узнаёт много-много интересного.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста