- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Экологический проект для детского сада
Голубая капелька
Экологический проект
МАРКОВА О.В. - воспитатель 2 квалификационной категории Староисаковского МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района РТ
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Цель проекта: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска в согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.
Задачи:
- Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
- Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
- Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
- Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
- Создание семейных альбомов: « Наша семья на роднике», «Родники нашей Республики (Родины)», «Милый сердцу уголок».
Участники пректа: дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Ресурсное обеспечеие: родник, растительный мир родника: а)дикорастущие растения; б)культурные растения; в)лекарственные травы; г)цветы; д)вода на роднике, в реке; е)песок, глина, камни, видеофильмы, слайды, керамические изделия ( тарелки, кувшины, вазы),глиняные игрушки (дымковская ,хохломская, и другие).
Материал: баночки, 3-х литровая банка, пластиковые бутылки, соль поваренная и морская, вода морская, блюдца карта-схема маршрута, экологическая газета, рюкзак, 3-4 сосуда разной формы, термос, фотографии, угощение для чая, различные сорта чая, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, спичечные коробки, пластилин, термос (принесенные детьми из дома).
Актуальность проекта: проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
«Возрождение источников - это возрождение истории.
Народ наш богат духовно, трудолюбив, твёрд характером. Это народ, нашедший свою историю, не утративший своего духовного стержня».
М.Ш.Шаймиев.
Форма работы: занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперементы, экологическо- исследовательские тренинги ,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.
Пояснительная записка
к экологическому проекту «Голубая капелька»
Теремок - не теремок,
Он не низок, не высок.
Чист, уютен и опрятен,
Внешне очень аккуратен.
Его «Ёлочкой» зовут
И детей здесь берегут!
Одним из приоритетных направлений государственной политики Татарстана является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его призвано экологическое образование.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и неприменно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в деревне Старое Исаково Бугульминского муниципального района Республики Татарстан. Старожилы рассказывают о происхождении нашей деревни так: основана в первой половине 18 века, на реке Купчиме, у дороги Бугульма- Оренбург, в 20 километрах от Бугульмы. В то время она имела название Лисьи Горы.
Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами; большие раздольные луга и поля. Ещё наш край - это край родников. Родники- это очарование родной земли. Татарстан с полным правом можно назвать родниковым краем. Только учтенных родников у нас около четырех тысяч,а сколько ещё ждут чтобы их « заметили».
Наша природа красива в любое время года. Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Мы с детьми тоже воспели свой родник, свою деревню сочинив гимн: «ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ».
1.На Волге великой Исаково есть,
К нему мы привязаны с детства душой;
Все краше становится день ото дня,
Сердцем Поволжья его мы зовем.
Припев: Любимое Исаково! Родное моё!
Мы связаны нитью незримой одной.
2. Историю села мы узнаём,
И учим стихи и песни поём.
Живём мы на этой прекрасной Земле,
Где счастья хватает и мне и тебе.
В нашем Староисаковском МДОУ «Ёлочка» Бугульминского района Республики Татарстан при активной помощи родителей, сотрудников СДК , библиотеки, Староисаковской СОШ, исполкома Староисаковского сельского совета во главе с председателем СМС А.И. Елисеевой, детей и сотрудников ДОУ создан проект «ГОЛУБАЯ КАПЕЛЬКА», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей средне-старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родной деревни, необходимо подвести к пониманию, что наша деревня ( родник)- частица России.
Деревенским родникам испокон веков давали красивое имя. Конечно, каждое название родника имело свою тайну, свою историю. До возрожде-ния наш родник был безымянным. Предлагались разные варианты, но остановились на одном, решили назвать родник «Иван да Марья». Это имя не взялось из ниоткуда, с названием родника связана легенда, которая гласит: в конце ХIХ века обустроил этот родник житель по имени Иван, а ходили на этот родник за чистой водой—Марьи, почти в каждом доме села была женщина с таким именем. А ещё захотели сельчане увековечить имя Марии в память Воробьёвой Марии, которая погибла в годы Великой Отечественной войны. Молодая девушка из бывшей деревушки нашего селения.
Глоток родниковой воды подносили тем, кто уходил на войну—чтобы назад к родному порогу вернулись.
У родника два каптажа—«Иван да Марья», воды которых сливаются в один ручей и несут, несут свою живительную силу нам—людям.
Деревенские родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь деревни.
В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно—образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-- исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, эксперементируют, проводят разные опыты. Этот проект:
Во—первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во- вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Самый важный результат обучения на проектной основе-- формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Развивайте, играйте , творите!
Пусть для вас будет правилом:
«Сегодня не получилось- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть!»
Содержание работы над проектом по этапам
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки выполнения |
1-й этап - подготовительный |
||
1 |
Составление плана работы по реализации проекта «Голубая капелька» |
Июнь-июль |
2 |
Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского сада, сотрудники СДК, библиотеки |
август |
3 |
Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника «Иван да Марья»; организация материальной базы |
сентябрь |
4 |
Экскурсия на родник « Иван да Марья»- беседа, наблюдения |
сентябрь |
5 |
«Водное ожерелье Татарстана»- познавательная беседа |
сентябрь |
6 |
Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда» |
сентябрь |
7 |
Игровое занятие «Волшебница вода» |
октябрь |
8 |
Познавательный час «Вода, вода – кругом вода» |
октябрь |
9 |
«Поможем капельке»- экологическо - исследовательский тренинг |
октябрь |
10 |
« Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие |
октябрь |
11 |
«Дух родника»- работа на маршруте.
|
|
2-й этап – исследовательно- эксперементальный |
||
1 |
«Родники родной деревни»- экологический турнир |
ноябрь |
2 |
Наблюдения за водой (снегом) – занятие с проведением опытов |
ноябрь |
3 |
«Вода- источник жизни»- опытно-эксперементальная работа |
ноябрь |
4 |
«Святые родники»-игра-путешествие |
ноябрь |
5 |
Воспитание бережного отношения к воде – наблюдение, эксперементирование |
декабрь |
6 |
«Вода бывает холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперемент |
декабрь |
7 |
«Волшебница- водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде |
декабрь |
8 |
«Родники любви» - познавательная беседа |
декабрь |
9 |
«Берегите воду»- сказочное интегрированное занятие |
декабрь |
10 |
«Праздники у родника» - познавательный час |
январь |
11 |
«Кто в реке живёт?»- экскурсия ( река на роднике) |
январь |
12 |
«Беседа о водных растениях»- экологическая экспертиза |
январь |
13 |
«Родники- глаза родной земли»- познавательное мероприятие |
февраль |
14 |
«Знакомство с глиной, песком»- заседание клуба «Почемучек» (берег реки) |
февраль |
15 |
« Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек»-эксперемент «Откуда берётся песок» |
февраль |
16 |
«Что человек делает из глины»-эксперемент |
февраль |
17 |
«Знакомство с камнем»-эксперемент во время экскурсии (форма,размер,цвет, где используется) |
март |
19 |
«Встречи на экологической тропе» -познавателтный час |
март |
20 |
«Наш общий дом» - викторина |
март |
21 |
«Созерцание чуда» - экскурсия |
март |
22 |
«Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети) |
апрель |
23 |
«Милый сердцу уголок» - создание альбома (родители, дети, воспитатели) |
апрель |
24 |
Знакомство с растениями на роднике: а) дикорастущие; б) культурные; в) лекарственные. Сравнение растений и их различие, сбор лекарственных трав- изготовление гербария, сбор лекарственных трав для сдачи в аптеку, для приготовления лекарств (совместно с медиками) |
май |
3-й этап – заключительный |
||
1 |
Открытое интегрированное занятие: «Водица- всему царица» |
июнь |
2 |
Конкурс рисунков: « Маленький уголок моей Родины» |
июнь |
3 |
Экологический поход совместно с родителями: «Мы - робинзоны» |
июнь |
4 |
Выпуск журнала: “Родник-частица нашей Родины». Участники-дети; материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением родника |
июль |
5 |
Родительское собрание по итогам работы по проекту: «Голубая капелька» - «Я,ТЫ, ОН, ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ». |
июль |
6 |
«Мы друг другу все нужны» - экологические эксперименты |
июль |
7 |
Создание папки – обобщения опытов работы с детьми на роднике |
август |
8 |
Размещение материалов проекта в методических журналах и специальной литературе |
|
9 |
«Традиции чаепития у разных народов» -развлекательно-познавательное мероприятие |
август |
10 |
Праздник «Волшебница вода» |
август |
Ожидаемые результаты
- Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.
- Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.
- Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, родникам-хранилищу богатства природы.
- Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
- Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
- Расширение взаимодействия с СДК, библиотекой, установление преемственной связи со школой.
- Развитие у детей навыков эксперементирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
Уровни сформированности ъкологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Оценка результатов деятельности: высокий уровень: 13-15 баллов;
средний уровень: 8-12 баллов;
уровень ниже среднего: 5-7 баллов.
Фамилия,имя ребенка. |
Знания о животных,птицах и насекомых. |
Знания о растительном мире. |
Знания о неживой природе. |
Знания о временах года. |
Отношение к миру природы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Денис Б. (всего 15 баллов).
Артем З. (всего 14 баллов).
Реналь К. (всего 11 баллов).
Ильмира С. (всего 14 баллов).
Саша И. (всего 12 баллов). |
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
Средний 2 балла.
Высокий 3 балла.
Средний 2 балла.
|
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
Средний 2 балла.
Высокий 3 балла.
Средний 2 балла. |
Высокий 3 балла.
Средний 2 балла.
Средний 2 балла.
Средний 2 балла.
Средний 2 балла. |
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
Средний 2 балла.
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
|
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла.
Высокий 3 балла. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовые затраты проекта
Список использованной литературы 1. Газеев Н.Х. Родники Земли Татарстана. Казань, «Замай», 2008г. 2. Документы по роднику «Иван да Марья» Староисаковского сельского поселения. 3. Журналы «Дошкольное воспитание» №7,2003г; №7 2004г; №7 2005г; №7 2006г; №10 2009г; №3 2010г; №7 2010г. 4. Журналы « Управление Дошкольным Образовательным учреждением» №1 2009г; №5 2009г; №2 «009г. 5. Журнал «Мегариф»№7 2010г. 6. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»№8 2003г; №2 2005г; №1 2006г; №6 2006г. 7. Карташова Л.Б. Места заповедные. Казань, «Идел-Пресс»,2007г. 8. Приложение к журналу «Управление Дошкольным Образовательным учреждением» «Социальное развитие детей в ДОУ». 9. Сальников В.Г. Бугульминское земство. Дела. Тревоги и мечты. 10. Тарабарина Е.И, Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. «Академия развития» 1997г. |
Дополнительно: экология в детском саду.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста