- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Прогулка познавательного цикла по экологии в детском саду
Тема: Осенние листочки.
Прогулка познавательного цикла по экологии с детьми старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
- развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об особенностях времени года осени;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать диалогическую речь;
- активизировать двигательную активность детей;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к растениям.
Материалы:
- объекты живой и неживой природы;
- дидактическая игра: “Когда это бывает”
- атрибуты для самостоятельной деятельности
Обогащение словаря: листопад, опавшие листья, подстилка, золотая осень.
Предварительная работа:
- заучивание пословиц об осени;
- чтение стихотворений об осени;
- рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Осень».
ХОД ПРОГУЛКИ
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными. Отгадайте загадку:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекой. А это, скажите мне, время какое? ( Осень.)
Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром.
Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. ( Осень.)
Ответы детей.
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени: в сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.
А теперь вспомним пословицы об осени.
Теплая осень - к долгой зиме.
Осенью серенько утро, так жди красного денька.
Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко - мало снега будет.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.
Воспитатель: Действительно, всё это бывает осенью.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Почему осень называют золотой?
- Какое явление называют листопадом?
- Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Ответы детей.
Воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель предлагает детям самим проверить, как шуршат листья.
Воспитатель:
- А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?
- Нравятся ли вам цветные листочки?
- Любите ли вы их собирать? Почему?
- Что вы с ними делаете?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мы – осенние листочки».
Игра "Мы - осенние листочки"
Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:
Мы - листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками в руках
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели. Дети разбегаются.
Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая листочками.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок - Дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются, помахивая листочками
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки вверх
И на землю тихо сели. И следят, куда они упадут.
Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Воспитатель приглашает детей на огород.
- Что изменилось на огороде?
- Как вы думаете, что будет с клубникой и малиной с наступлением холодов, замёрзнут ли они?
Ответы детей.
Чтобы клубника и малина не только не замёрзли, но и не вымерзли, а летом порадовали нас спелыми ягодами. Нужно засыпать их опилками и укрыть опадом.
Трудовая деятельность.
Дети лёгкими пластмассовыми граблями убирают опавшую листву с асфальтовых дорожек в кучи, а потом в ведёрках относят на грядки с малиной и клубникой.
Воспитатель хвалит и благодарит детей за оказанную помощь и заботу о растениях.
- Дорожки теперь в нашем саду чистые, и можно поиграть. А заодно вспомним с вами названия деревьев.
Дети с помощью воспитателя делятся на 2 команды: команда детей и деревьев.
В команде деревьев каждый ребёнок придумывает себе имя – название дерева, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:
- Здравствуйте, «деревья»!
- Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! – отвечают им деревья.
Дети начинают перечислять названия деревьев. Угаданные «деревья» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателем читают стихотворение…
После игры дети с воспитателем осматривают какие деревья растут у них на участке. Дети собирают листики этих деревьев, сравнивают между собой, отмечая сходства и различия.
Воспитатель отмечает, что листики мы возьмём в группу для изготовления гербария и для заготовки природного материала для ручного труда.
Самостоятельная деятельность детей с песком и выносным материалом.
Воспитатель предлагает атрибуты к сюжетно - ролевым играм.
Пока часть детей играет, проводится индивидуальная работа: дидактические игры “Когда это бывает?” на закрепление основных признаков времен года и «С какого дерева листок?» на закрепление названий деревьев и особенностей их листьев.
Проводиться индивидуальная работа по развитию основных видов движений: отрабатывание прыжков на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2-3 метра.
Воспитатель: Предлагаю убрать игрушки и поиграть в игру на внимание “ Бывает - не бывает”.
Воспитатель подводит итог: Что интересного было сегодня на прогулке? Понравилась ли вам прогулка?
Дополнительно: экология в детском саду.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста