- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Поход к муравейнику.
Тематика похода: «Поход к муравейнику» (опушка леса, 7 микрорайон).
В нашей группе «Почемучка» уже несколько лет подряд проводится «походная» неделя в последней декаде мая. Это один из наших походов в на опушку леса.
Цель: формировать интерес к муравьям, умение наблюдать. Закреплять азы экологических знаний. Способствовать удовлетворению потребности в движении. Прививать любовь к природе родного края.
Круг № 1
На прогулке при виде муравья обратить на него внимание детей, отметить его красоту, быстроту движений, ловкость. Рассмотреть через увеличительное стекло, уточнить строение тела, рассказать, что он относится к классу насекомых. Напомнить, что насекомых часто ловят, они мучительно умирают, в природе их становится все меньше и меньше, поэтому ловить и уничтожать их нельзя.
Уточнить, что дети знают о муравьях, а потом рассказать то, о чем не знают:
- Муравьи – надежные помощники лесоводов. Лесные муравьи – хищники. Они во множестве потребляют различных насекомых, преимущественно вредных. Особенно хорошо это делают рыжие муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголенные разными листогрызущими насекомыми.
Муравьев называют неутомимыми, то есть неустающими тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принес муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья (другие муравьи). Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломинки, веточки.
- Хотите увидеть, как они это делают?
Предложить им пойти в поход к настоящему муравейнику в лес.
Круг № 2
I. Поход на опушку леса.
Договориться с родителями о походе. Подготовить необходимый материал: аптечку, кипяченую воду во флягах, корзинки, увеличительные стекла, салфетки, индивидуальные стаканчики, компас, палатку.
В день похода форма одежды свободная, удобная, легкая.
В лесу: остановка на поляне (недалеко от муравейника). Напомнить правила и нормы поведения в природе. Разбить палатку, сложить рюкзаки , отдохнуть. Определить маршрут по компасу, отправиться к муравейнику.
Расположиться вокруг него, обратить внимание:
… зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят –
Шевелятся, зыблются, кишат.
- Вот эта куча и есть муравейник.
Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле – великолепные мастера. Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идет 4-5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определенном порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают в кучу, а скрепляют его землей и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесенные, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи – верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
Понаблюдать за муравьями: их поведением, работой; рассмотреть муравейник, сфотографировать. Отойти, полюбоваться. С закрытыми глазами послушать звуки муравейника, леса. Отойти от муравейника, предложить построить из подручного материала маленький муравейник.
Организовать игры:
а) Чья семья «муравьев» (детей) быстрее построит муравейник.
б) Игры с мячами.
в) Свободные игры.
Устроить пикник:
Каждый из детей выполняет ранее оговоренную работу: как-то расстилает покрывало, расставляет посуду и т. д.
Перед уходом из леса дети:
- Собирают мусор в мешки;
- Собирают шишки, интересные веточки, по 1 экземпляру растений для гербария.
Предложить прийти сюда осенью, увидеть изменения.
Последующая работа:
а) организовать походы к муравейнику осенью и весной;
б) нарисовать дом муравьев, муравья;
в) прочитать книгу «Красная точка»;
г) сделать макет «Муравейник».
В течение года (хотя бы раз в месяц) вспоминать наш муравейник, рассматривать книги познавательного характера, читать, слушать познавательные истории, составлять свои альбомы «почемучек».
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста