- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
По-разному зовутся дети. Занятие на тему «Права детей»
Цель: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Активировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия.
Материалы и оборудование: фото воспитателя в разном возрасте, тетрадь «Я и моя семья», фломастеры, карандаши, поделки совместного творчества детей и родителей «Имя моего ребенка» (на фото), рисунки детей «Мое имя» или «Моя визитная карточка», дидактическое пособие «Права ребенка», комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах», символы «Наши права», Конвенция о правах ребенка.
Предварительная работа: входная диагностика детей по теме «Имя» с помощью анкеты (см. методические разработки ); беседы - «Наши имена», «Наши фамилии»; обыгрывание ситуации «Знакомства»; совместная поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по теме «Что означает мое имя?»; совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка»; рисунки детей «Мое имя» или «Моя визитная карточка»; словесные игры по теме «Имя»(см. здесь); чтение худ лит.: Н.Носов «Приключения Незнайки», Ш.Перро «Золушка», Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»; игры: «Назови ласково», «Отгадай по голосу».
Конспект занятия.
Игра «Наши имена»
Дети встают в круг, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.
- Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «Имя моего ребенка».)
- Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Об именах).
Сообщение темы занятия
- Сегодня мы поговорим не просто об имени, а о праве каждого ребенка на имя.
Краткий рассказ воспитателя о праве на имя
- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя при рождении. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию (Показ символа из дидактического пособия «Наши права»).
- У каждого из нас есть имя. Зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого).
Работа в тетради «Я и моя семья». (Тема «Мое имя». Дети выполняют задания 1,2,3).
Беседа «Что означает твое имя?»
В ходе беседы воспитатель объясняет, что у каждого человека есть не только имя, но отчество и фамилия. Выясняет у детей, почему им дали это имя, знают ли они, что означает их имя.
- А знаете ли вы, что имя может расти?
Игра «Как растет имя?»
(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Мой сын зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Ивановна.
- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
Словесная игра «Назови полное имя»
(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).
Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:
Яшенька, Яша – Яков
Тема, Темочка – Артем
Коля, Николенька, Колечка – Николай
Настенька, Настюша – Анастасия
Леша, Алешенька – Алексей
Леня, Лёнечка – Леонид
Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:
Екатерина – Катя, Катенька, катюша
Людмила – Люда, Людочка, Мила
Елена – Лена, Леночка и т.д.
Отгадывание литературной загадки
Марусеньке копеечку
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили прянечка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
К.И.Чуковский
(Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – одна девочка.)
- Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди знакомых, родственников, великих людей и артистов).
- Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).
- Фамилия дается человеку при рождении. Обычно ребенку дается фамилия отца. Фамилия, так же как и имя, может что-то означать. (Дети вместе с воспитателем размышляют, что может означать их фамилия).
Воспитатель предлагает детям назвать фамилии известных всем людей и объяснить, чем эти люди знамениты. (А.С.Пушкин, Ю.А.Гагарин и т.д.)
- У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Азат,
Ждужат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, Медина,
Оля, Люда, Алия
Вместе – дружная семья!
О.Данилова
- Занятие подходит к концу. Давайте на прощание возьмемся за руки и еще раз повторим наши имена. Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли. (Дети становятся в круг и по очереди произносят ту форму своего имени, которая им больше всего нравится. Еще один вариант игры – назвать свое «взрослое» имя.)
Задание на дом. Рассказать своим мамам и папам, о чем узнали сегодня на занятии, с каким правом познакомились. Заполнить страничку в рабочей тетради «Я и моя семья» по теме «Мое имя» до конца.
Литература:
- МячинаЛ.К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Дополнительно: темы занятий в детском саду.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста