Приложение МААМ

По-разному зовутся дети. Занятие на тему «Права детей»

article1194.jpg

Цель: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

Активировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия.

Материалы и оборудование: фото воспитателя в разном возрасте, тетрадь «Я и моя семья», фломастеры, карандаши, поделки совместного творчества детей и родителей «Имя моего ребенка» (на фото), рисунки детей «Мое имя» или «Моя визитная карточка», дидактическое пособие «Права ребенка», комплект сюжетных картин «Ребенку о его правах», символы «Наши права», Конвенция о правах ребенка.

Предварительная работа: входная диагностика детей по теме «Имя» с помощью анкеты (см. методические разработки ); беседы - «Наши имена», «Наши фамилии»; обыгрывание ситуации «Знакомства»; совместная поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по теме «Что означает мое имя?»; совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка»; рисунки детей «Мое имя» или «Моя визитная карточка»; словесные игры по теме «Имя»(см. здесь); чтение худ лит.: Н.Носов «Приключения Незнайки», Ш.Перро «Золушка», Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»; игры: «Назови ласково», «Отгадай по голосу».



Конспект занятия.

Игра «Наши имена»

Дети встают в круг, воспитатель бросает (катит) мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.

- Очень красиво звучат ваши имена, правда? А ведь они еще могут красиво выглядеть, посмотрите, как вы и ваши родители изобразили имена. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку поделок совместного творчества детей и родителей «Имя моего ребенка».)

- Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Об именах).

Сообщение темы занятия

- Сегодня мы поговорим не просто об имени, а о праве каждого ребенка на имя.

Краткий рассказ воспитателя о праве на имя

- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя при рождении. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию (Показ символа из дидактического пособия «Наши права»).

- У каждого из нас есть имя. Зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена? (Люди дают имена, чтобы отличать одного человека от другого).

Работа в тетради «Я и моя семья». (Тема «Мое имя». Дети выполняют задания 1,2,3).

Беседа «Что означает твое имя?»

В ходе беседы воспитатель объясняет, что у каждого человека есть не только имя, но отчество и фамилия. Выясняет у детей, почему им дали это имя, знают ли они, что означает их имя.

- А знаете ли вы, что имя может расти?

Игра «Как растет имя?»

(на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).

Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:

- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Светочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Света. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Светочка. Мой сын зовет меня «мама». Друзья зовут Светой. А в детском саду я для всех Светлана Ивановна.

- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

Словесная игра «Назови полное имя»

(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).

Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:

Яшенька, Яша – Яков

Тема, Темочка – Артем

Коля, Николенька, Колечка – Николай

Настенька, Настюша – Анастасия

Леша, Алешенька – Алексей

Леня, Лёнечка – Леонид

Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:

Екатерина – Катя, Катенька, катюша

Людмила – Люда, Людочка, Мила

Елена – Лена, Леночка и т.д.

Отгадывание литературной загадки

Марусеньке копеечку

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили прянечка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

К.И.Чуковский

(Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – одна девочка.)

- Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди знакомых, родственников, великих людей и артистов).

- Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

- Фамилия дается человеку при рождении. Обычно ребенку дается фамилия отца. Фамилия, так же как и имя, может что-то означать. (Дети вместе с воспитателем размышляют, что может означать их фамилия).

Воспитатель предлагает детям назвать фамилии известных всем людей и объяснить, чем эти люди знамениты. (А.С.Пушкин, Ю.А.Гагарин и т.д.)

- У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе – дети!

И куда ни бросишь взгляд,

Дружат Саша и Азат,

Ждужат Таня и Белая,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Медина,

Оля, Люда, Алия

Вместе – дружная семья!

О.Данилова

- Занятие подходит к концу. Давайте на прощание возьмемся за руки и еще раз повторим наши имена. Скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли. (Дети становятся в круг и по очереди произносят ту форму своего имени, которая им больше всего нравится. Еще один вариант игры – назвать свое «взрослое» имя.)

Задание на дом. Рассказать своим мамам и папам, о чем узнали сегодня на занятии, с каким правом познакомились. Заполнить страничку в рабочей тетради «Я и моя семья» по теме «Мое имя» до конца.


Литература:

  1. МячинаЛ.К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Дополнительно: темы занятий в детском саду.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД