- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Осень. Ознакомление с художественной литературой
ТЕМА: ОСЕНЬ
Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей 6-7 лет.
(И.С. Соколов-Микитов «Осень в лесу», А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», И. Бунин «Листопад», В.Авдеенко «Осень»).
Цели:
- Вспомнить и закрепить все прочитанные произведения об осени.
- Учить воспринимать изобразительно-выразительные средства в произведениях искусства разных видов и жанров.
- Формировать умение восхищаться красотой природы, передавать свое отношение в процессе выразительного чтения.
Подготовительная работа. Рассматривание репродукций художников, посвященных теме осени (И.Левитана, В.Поленова); заучивание стихотворений об осени, изучение примет осени; чтение рассказа «Осень в лесу» Соколова-Микитова.
Словарная работа. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, стихотворений.
Материал к занятию. Репродукции картин об осени; костюмы детей по осенним месяцам. Аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковский (из цикла времена года»)
Ход занятия
Вводная часть.
1. Дети входят в группу, импровизированную под осенний лес. Воспитатель обращает внимание детей на то, что они попали в осенний лес и предлагает расположиться на первой полянке (полукругом выставлены стулья, в центре которого расположен мольберт с репродукциями с картин известных художников об осени).
Воспитатель читает стихотворение «Осень»
Стало меньше солнечного света.
Птицы собираются в полет.
Шаг за шагом отступает лето.
Осень в наступление идет.
Вспыхнули пожары золотые,
Пар, как дым, струится над водой.
Словно парашютики цветные,
Закружились листья над землей.
Беседа по стихотворению:
- Как поэт описывает наступление осени?
- Что это за золотые пожары вспыхнули вдруг?
- С чем сравнивает поэт разноцветные осенние листья?
- А как вы назвали бы листья?
- Какое настроение вызывает эта осенняя картина у поэта? Почему вы так думаете? А у вас?
2. Давайте все вместе рассмотрим осеннюю красоту на картинах больших художников.
Рассматривание картин и беседа по их содержанию:
- Почему все эти картины называются «Золотая осень»?
- Что на них изображено?
- Какое настроение вызывают эти картины у вас и почему?
- Действительно, дети, художникам удалось передать на картинах радостное, светлое настроение, свое восхищение красотой осенней природы. Но не только художники могут передать красоту природы с помощью красок. Писатели и поэты тоже прекрасно делают это, но используют для этого художественное слово.
- Вспомните, какие рассказы и стихотворения мы читали об осени. (Вспоминают с помощью воспитателя рассказ И.С.Соколова-Микитова «Осень в лесу», зачитывается отрывок из рассказа)
Беседа по прочитанному:
- Почему рассказ так называется?
- Как автор рассказывает об осени?
- Как вы думаете, нравится писателю осень и почему?
- Какие слова он использует для описания осеннего леса?
(Дети прослушивают рассказ и одновременно рассматривают репродукции).
- А помните, кто его написал?
- Это произведение рассказ или стихотворение? Почему вы так решили?
- Как вы думаете, какой период осени здесь описан? (Сентябрь – начало осени.)
3. Вкруг выходит ребенок в костюме Сентября (подготовлен заранее).
- Кто ты?
- Я месяц сентябрь
- Почему ты такой грустный?
- Я заблудился и отстал от всех своих братьев. (Воспитатель вместе с ребятами успокаивают его: предлагают послушать пословицы, поговорки о сентябрьских приметах осени.)
- Сентябрь – хмурень и ревун.
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- В сентябре синица просит осень в гости.
- В сентябре лист на дереве не держится.
- В лесу много рябины – осень будет дождливая, если мало – сухая.
4. Физминутка.
Дети изображают под музыку Чайковского падающие и кружащие осенние листья.После этого они отправляются на другую полянку, перепрыгивают через лужи, приседают и усаживаются вновь
5. Появляются Октябрь и Ноябрь.
- Как хорошо, что все осенние месяцы встретились.
- Октябрь, расскажи нам о себе.
Ребенок читает стихотворение О. Высотской «Улетели птицы…»,
Дети называют приметы октября:
- В октябре ни на колесах, ни на санях.
- Октябрь – позимник, грязник да свадебник.
- Плачет октябрь холодными слезами.
- Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
- Молодцы, ребята, а чем вы удивите месяц Ноябрь?
Дети называю приметы ноября:
- Ноябрь - ворота зимы.
- В ноябре зима с осенью борются.
- Появление комаров поздней осенью к мягкой зиме.
- В круг выходит Ноябрь.
Ноябрь читает стихотворение:
Если на деревьях листья облетели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Этот месяц осени ноябрем зовется.
6. Дети выразительно читают стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
После прослушивания стихотворений воспитатель обращает внимание детей на репродукцию с картины «Поздняя осень» …..
-Какое из прочитанных и услышанных вами стихотворений больше подходит к данной картине?
7. Заключительная часть.
Воспитатель вместе с детьми говорят о там, что сегодня они встретились сразу с тремя осенними месяцами. Отмечают особые приметы каждого и говорят о том, что каждый месяц по-своему хорош и красив. Именно поэтому писатели, поэты, художники и музыканты с любовью изображали осень в своих произведениях, используя для этого каждый свои средства: краски, слова и звуки.
8. Предлагается детям сделать коллективно «Осенний коллаж» из собранного природного материала и картинок .
9. Рефлексия «Кому и чем я сегодня помог на занятии»
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста