Тема: «Девочка и щенок»
Цель: обучение творческому рассказыванию.
Задачи:
1. Образовательная: развивать умение связно, последовательно рассказывать сказку по временной модели.
2. Развивающая: развивать связную речь, творческое воображение, фантазию детей; активизировать в речи «сказочную» лексику (одна-одинешенька, душа в пятки ушла, дремучий лес, ясный и солнечный день, лить горючие слезы).
3. Воспитательная: воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование: кукла, 2 щенка-картинки, 3 телефона, 2 вывески: («Бюро находок», Парк «Преображенский», 4 картинки-схемы для составления сказки).
Ход НОД:
1. Организационный момент: кукла Рита обращается к детям за помощью. У нее потерялся щенок. Что ей делать, как найти щенка?
(Советы-высказывания детей).
2. Игровая ситуация: звонок из милиции: «Здравствуйте, вам звонят из милиции. Обнаружены два бродячих щенка. Один находится в бюро находок, а другой у входа в «Преображенском» парке. Приезжайте и посмотрите, может быть, один из щенков как раз ваш».
(дети делятся на две группы. Одна - «выезжает» в бюро находок, другая - к «Преображенскому» парку).
Кукла Рита остается в детском саду и держит связь с детьми по телефону: «Алло, ребята, вы меня слышите? Вы нашли щенка? Подробно опишите его, как он выглядит?» (дети описывают внешний вид щенка)
- Нет, кукла Рита говорит, что это не ее щенок. Не трогайте его, возвращайтесь в детский сад!
- «Алло, ребята, опишите щенка, как он выглядит? Щенок откликается на кличку «Дружок»? Позовите его! Похоже, это наш щенок везите его в детский сад!» дети привозят щенка в детский сад, происходит радостная встреча куклы Риты и щенка (обыгрывание).
Кукла Рита благодарит детей и просит, чтобы они сочинили про нее и щенка сказку. Только в этой сказке будет все наоборот: не щенок, а Рита потеряется. И сказка будет называться «Как щенок Риту спас».
3. Помогут сочинить сказку карточки-схемы, в которых сказка записана специальными знаками: елка - это лес; темно-серый круг - это щенок; схема домика - в нем Маша живет; фигура девочки - это Маша.
- Посмотрите на картинки-схемы и скажите, что произошло в начале сказки («В доме жили-поживали Рита да щенок»)
- Что произошло в середине сказки?
(«Рита пошла в лес гулять и заблудилась, заплакала горькими слезами»)
- Чем закончилась сказка?
(«Щенок нашел в лесу Риту и помог ей найти дорогу домой»)
- Ребята, на карточках изображено, что случилось с Ритой. Но чтобы сказка получилась выразительной и интересной, нужно придумать, какой щенок был у Риты (совсем не такой, какого мы только что нашли), его кличку, окрас, на что похожи глаза, нос, форма хвоста. Опишите его.
(- щенка звали Рыжиком, он был весь рыжий, глазки, как черные угольки, нос - сердечком, хвостик – колечком).
- Какой был день, когда Рита пошла гулять в лес?
дети: - Летний, теплый, ясный, солнечный, безветренный.
- Скажите по - сказочному, как Рита гуляла в лесу?
(- гуляла и собирала грибы, ягоды, рвала цветы, слушала пение птиц и т.д.)
- Рита не просто плакала, а... (обливалась горючими слезами).
- Когда Рита плакала, голос у нее был не веселый, а. . . (жалобный, грустный, протяжный).
- Лес был не просто темный, а.. . (дремучий, густой, страшный, таинственный).
- Ей стало не просто страшно, а. . . (душа у нее в пятки ушла).
4. Пантомима: «Страх».
- Попробуйте сказать и показать, как Рита, очень жалобно:
«Страшно мне, страшно!» А злое эхо ей ответило: «СТРАШНО МНЕ, СТРАШНО!» - девочки говорят за Риту, а мальчики - за эхо. Потом - наоборот.
- С каких слов начнете сказку? (Жили-были, как-то раз... жили - поживали...)
- Какими словами закончите сказку?
(«Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец», «Стали они жить - поживать и добра на - живать», «Вот тебе - сказка, а мне - кринка масла»).
- А теперь, придумайте свои сказки, похожие на народные, используя пространственную модель (схемы-карточки) и обязательно примените в них все наши сказочные выражения.
5. Дети сочиняют, рассказывают сказки.
6. Итог:
- Чья сказка была самой интересной? Почему?
Поощрение всех выступлений. Кукла Рита с удовольствием послушала все сказки и просит детей, чтобы они рассказали свои замечательные сказки дома родителям, а те - записали их на листок. Принести листки в группу и создать свою собственную групповую книгу сказок, чтобы их потом всегда можно было читать
Предыдущие статьи: