МААМ-картинки

Люблю берёзку русскую... Конспект интегрированного взаимодействия воспитателя с детьми старшей группы.

article1743.jpg

Конспект интегрированного взаимодействия воспитателя с детьми старшей группы на тему с использованием компьютера и приёмов социо-игровой педагогики.

"Люблю берёзку русскую..."

Разработан в соавторстве с заместителем заведующего по ВМР МДОУ №108 г. Братска Тимофеевой Татьяной Анатольевной.

Цели.

  • Уточнять и расширять знания об окружающем мире. Через разные виды деятельности, восприятие произведений искусства, формировать обобщённое представление о берёзе. Воспитывать у детей стремление любоваться красотой русской берёзки, заботливое отношение к деревьям родного края.
  • Вызвать интерес к изображению летней, осенней берёзки по мотивам лирических стихотворений, репродукций, слайдов. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей кроны (аппликация) и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование). Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.
  • Совершенствовать навыки разделения на мини-группы, используя приёмы социо-игровой педагогики. Формировать умения планировать совместные действия, распределять функции. Создавать психологический климат доверия и устанавливать партнёрские отношения между детьми.

Активизировать словарь (берёзовая роща, почки, серёжки, крона, чечевички, бетулин, глубокотрещиновая, треугольно-ромбовидные).

Предварительная работа. Рассматривание березы на прогулке; разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую»; рассматривание репродукций, художественных открыток, слайдов с летними, зимними, осенними, весенними пейзажами. Совершенствование техники обрывной аппликации – наблюдение за творческой работой воспитателя и подготовка композиционных основ для малышей.

Материал. Сборник стихотворений русских поэтов. Картины с изображением березы в разное время года. Ноутбук. Магнитофон. Кассета с записью русской народной песни «Во поле береза стояла». Волшебный сундучок. Волшебная палочка. Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берез (желтая, зеленая, белая), ножницы, кисти, черные и коричневые фломастеры, салфетки, клеенки, кисточки для клея, подносики. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны березок в технике обрывной аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги).


Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на часы.

Воспитатель: - Ребята, который сейчас час?

- А какой сегодня день недели?

- Какое время суток? (ответы детей).

- Странно, ребята, каждое утро, в пятницу, ровно в 10 часов к нам в гости приходит Экоша и знакомит нас с представителями растительного или животного мира нашего Сибирского края, а сегодня его почему-то нет, может, что-то случилось? Давайте-ка я ему позвоню. Я включу на телефоне громкую связь, чтобы вам тоже слышно было.

В телефоне раздается голос Экоши.

Воспитатель: - Здравствуй, Экоша, почему ты к нам не пришел сегодня, ты что, заболел? (Экоша кашляет, чихает).

Экоша: - Здравствуйте, ребята! Я сегодня не смогу прийти на ваше занятие, но я отправляю к вам посыльного, и скоро он принесет то, что поможет вам самостоятельно добыть информацию об этом красивом, удивительном растении под названием… (кашляет, разговор прерывается).

Воспитатель: - Алло, Алло! Кажется, связь прервалась.

- Ребята, вы поняли, о каком растении говорил Экоша?

Раздается стук в дверь, входит посыльный, отдает сундук.

Воспитатель: - Очень жаль, что Экоша заболел, и не узнает, как прошло наше занятие. Ой, я вижу у вас видеокамеру, вы не смогли бы нас поснимать и передать Экоше видеозапись? (Посыльный соглашается).

Воспитатель: - На крышке сундука какая-то загадка, наверно, нам нужно отгадать её:

«Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее»

(Береза).

 

Воспитатель: - Значит, сегодня мы будем говорить о березе, и, я думаю, мы узнаем много нового и интересного. Но прежде чем открыть волшебный сундучок, давайте вспомним, что вы уже знаете о березе.

Игра «Волшебная палочка». Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Воспитатель: - Молодцы! Что ж, пора заглянуть в сундучок.

Достаёт из сундучка картины с изображением берёз.

- Перед вами картины известных художников, на которых изображена русская красавица белоствольная береза.

- Обратите внимание, как березы меняются в зависимости от времени года, состояния погоды.

- Какая она зимой, весной, летом, осенью? (ответы детей).

- Ребята, а помните ли вы, как называются картины, на которых природа изображена во всей своей красе? (Пейзаж).

Воспитатель: - Предлагаю вновь заглянуть в наш сундучок.

Достаёт из сундука книгу.

- Это сборник стихотворений о природе, о её таинственности и красоте. В него также включены стихотворения, воспевающие красоту русской березки. Почитаем?

Воспитатель читает 2-3 отрывка из стихотворений С. Есенина «Береза», А.Фета «Береза».

- А это стихотворение мы с вами учили раньше, А. Прокофьев «Люблю березку русскую». Кто его помнит? (один ребенок рассказывает стихотворение).

- Скажите, с помощью чего поэты создают картины природы? (с помощью слов).

- А какими словами поэт Прокофьев описывает красоту березки? (ответы детей).

Воспитатель: - Ну что, хотите узнать, что ещё есть в нашем волшебном сундучке?

Достаёт кассету с записями русских народных песен.

- Ребята, здесь кассета с записью русской народной песни «Во поле береза стояла».

А ну, честной народ,

Становись-ка в хоровод

Дети вместе с воспитателем водят хоровод.

- Отдохнули, поплясали и ни капли не устали. Что же ещё интересного есть в нашем сундучке?

Достаёт ноутбук.

- Как вы знаете, с помощью компьютера можно получить любую информацию об интересующем нас объекте. И сейчас мы попробуем выйти в Интернет и найти что-нибудь о берёзе.

Рассматривают слайды с изображением разных видов берёз, чечевичек, почек, серёжек, листочков и т.п.

Воспитатель: - В России существует большое количество берез, около 60 видов: болотная, пушистая, бумажная, карликовая, мелколистная и т.д., но в нашей Иркутской области произрастает береза обыкновенная, ещё её называют плакучая или бородавчатая.

Береза недолговечна, живет до 120 лет. Кора у молодых деревьев коричневая. Чем старше дерево, тем белее кора. У старших деревьев кора глубокотрещиновая, черная.

Если потрогать кору березы, то на пальцах останется белый порошок – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Весь ли ствол у березы белый? (нет).

Поверх белого ствола вытянуты темные поперечные полосы. Как они называются? (Чечевички). Эти чечевички нужны березе, т.к. через них внутрь неё поступает кислород. Благодаря чечевичкам береза дышит.

Крона у березы ветвистая. Почки покрыты клейкими чешуйками. Листья березы треугольно-ромбические, зубчатые. Сережки на березе, из которых формируются плоды, похожи на сплюснутый орешек с крылышками, благодаря которым они легко разносятся ветром.

Красавицей русских лесов называют люди березу.

Береза – символ и гордость русского народа. Прекрасна береза и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.

О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.

Красоту березы передают разными способами и средствами. Художники изображают ее с помощью красок на бумаге или холсте, поэты «рисуют» картины природы словами, а мы с вами попробуем изобразить этих русских красавиц в технике обрывной аппликации.

- Для выполнения работы нам нужно разделиться на 3 компании. Выбирайте карточки (на которых изображены ствол, листья, ветви) объединитесь так, чтобы у вас получилось дерево.

Дети разбиваются на компании, выбирают фон предстоящей работы

(день, ночь, утро) для совместной аппликации.

- Теперь вы в своей кампании должны выбрать посыльного, который получит конверт с заданием. А посыльным сегодня будет тот, у кого больше всего пуговиц на одежде.

Дети выбирают посыльного, который берет задание. В каждом конверте – один из способов оформления кроны в технике обрывной аппликации:

• цельный силуэт, общипанный пальчиками по нарисованному контуру;

• крона из кусочков рваной бумаги разной величины и алгоритм выполнения работы;

• модульная аппликация из мелких кусочков бумаги,

а также алгоритм выполнения работы.

- Каким способом вы будете выполнять аппликацию? (ответы детей).

Дети выбирают цветную бумагу, договариваются, кто какую работу будет выполнять и приступают к выполнению задания.

- Очень красивые работы получились у вас. Скажите, как называется то место, где произрастает много берез? (Березовая роща). А кто живёт в берёзовой роще? (ответы детей).

- Похожи ли наши картины на березовую рощу? Я вам предлагаю «оживить» наши пейзажи. У меня здесь приготовлены силуэты диких животных, а может, вы захотите, чтобы в вашей роще летали и вили свои гнезда птицы, а в небе светило яркое солнышко. Выбирайте, кому, что по душе.

Дети выполняют «сухую» аппликацию.

- Ах, какая красота. Наверно, Экоше это понравилось бы. Кстати, мы так увлеклись, что совсем забыли о том, что Экоша серьёзно болен. Сегодня пятница, и я собиралась после работы в баню, вот и веник берёзовый приготовила. Я думаю, он больше пригодится Экоше, давайте отправим его с посыльным. А о том, каким образом берёзовый веник поможет Экоше избавиться от болезни, какими лечебными свойствами обладает наша русская красавица, он нам расскажет сам в следующую пятницу.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД