- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Коса - девичья краса. Конспект образовательной деятельности.
Коса – девичья краса.
Программное содержание: Воспитывать интерес к прошлому русского народа. Дать детям представление о том, какие прически носили в старину. Обогащение словаря; развивать речь детей. Прививать навыки ухода за волосами. Формировать умения составлять узоры на ткани. Закреплять навыки работы в нетрадиционной технике "пальчики-палитра"
Оборудование: Домовенок Кузя (кукла). Куклы по количеству детей, расчески. Иллюстрации плакатов. Колокольчик. Маленькие белые платочки по количеству детей. Гуашь, салфетки. Иллюстрации.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям красиво причесать кукол в игровом уголке. (Раздается стук). В гости к детям приходит домовенок Кузя. Он здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на прическу Кузи.
Воспитатель: Кузя, почему ты сегодня такой некрасивый, лохматый?
Кузя: Сейчас все вам расскажу. Ходил я сегодня в парикмахерскую, хотел подстричься, как раньше в старину стригли. А там и не слышали про старинные прически. Вот придется теперь ходить лохматым. Ребята, а может, вы мне поможете?
Дети: Нет, не знаем.
Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя. Мне моя бабушка рассказывала про старинные прически. Я думаю, Кузя, мы с ребятами сможем тебя подстричь, как это делали в старину.
Сказывала мне бабушка, что у ребят, у мужчин в старину была в моде короткая стрижка, которая называлась “под горшок”. И недаром. Это сейчас вас отведут в парикмахерскую и подстригут так, как вам захочется.
А тогда, рассказывала мне моя бабушка, надевали на голову горшок, а волосы, которые торчали снизу отстригали (показ иллюстрации) – приложение. Кузя, хочешь, чтобы мы тебя подстригли?
Кузя: Хочу. Мне нравилась стрижка “под горшок” (смеется). Какое смешное название.
Воспитатель усаживает Кузю и начинает его подстригать.
Воспитатель: В старину подстригали людей прямо на улице. Состриженные волосы никто не убирал, и они, как ковер, покрывали землю около такой парикмахерской.
Кузя, полюбуйся на себя в зеркало, каким красавцем ты стал.
Кузя: (любуясь собой, приговаривает) Ах, какой я красивый. Я ли ни молодец, я ли ни удалец. Спасибо вам.
Воспитатель: Дети, как называется стрижка Кузи?
Дети: “Под горшок”.
Воспитатель: Рассказывала мне моя бабушка и о девичьих прическах. Хотите узнать, что она мне рассказывала?
Дети: Было бы интересно узнать о прическах.
Воспитатель: Тогда слушайте.
С давних пор краса девицы –
Не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса –
С лентой длинная коса.
Раньше русские женщины носили длинные волосы. В старину существовал обычай, по которому прическа девушки отличалась от прически замужней женщины. Девушка могла носить распущенные волосы или заплетать их в одну косу. Замужняя женщина должна была заплетать две косы. (показ иллюстраций) – приложение.
Какая прическа была у девушек в старину?
Дети: Девушки носили распущенные волосы
Девушки заплетали одну косу.
Воспитатель: Какая прическа была у замужних женщин?
Дети: Женщины заплетали две косы.
Воспитатель: Коса всегда считалась девичьей гордостью. Особенно хороши косы из здоровых волос с естественным блеском. Наши прабабушки при уходе за волосами использовали простоквашу, кислое молоко, отвары и настои трав. Мыли волосы хлебом и яйцом. Волосы расчесывали тщательно, аккуратно. Дети, расскажите как вы ухаживаете за волосами?
Дети: Я мою волосы шампунем.
- Слежу, чтобы они были чистыми.
- Я всегда расчесываю волосы, чтобы они были красивые.
- Я хожу с мамой в парикмахерскую, там мне делают красивую стрижку.
Воспитатель: Делу время – потехе час.
Пришло время нам поиграть. Кузя, поиграешь с ребятами?
Кузя: Поиграю. Я знаю одну интересную игру, называется она “Звонарь”.
Игра “Звонарь” (Приложение)
Кузя: Как хорошо вы играли, дружно, весело. Подарю я вам за это расписной платочек. А мне пора возвращаться домой. До свидания.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину волосы часто покрывали платком?
На Руси с давних пор
Головной носят убор.
Женщина ходила босой,
Но избавь – простоволосой.
Платки для женщины – украшенье.
Носили они их с умиленьем.
На посиделках и гулянках девушки носили платок вот так на плечах (показ). Это считалось красивым и элегантным. Носили женщины в старину платок и так (показ иллюстрации). Называется “рогатая кичка”.Так женщины спасали свою голову от бед и несчастий. Девочки, кто хочет повязать так платок (По желанию детей воспитатель повязывает платок).
Какой красивый платок подарил нам Кузя. Посмотрите, какие красивые узоры на нем. Ребята, я предлагаю вам сделать красивые платочки для наших кукол. Что можно нарисовать на платочках? (Мальчикам можно предложить для росписи мужской головной убор)
Дети: Цветы, разноцветные горошины, полоски.
Дети приступают к работе, выполняют рисунки на ткани в нетрадиционной технике “Пальчики – палитра”. Когда платочки готовы, дети украшают ими своих любимых кукол.
Приложение
Подвижная игра «Звонарь»
Все встают вкруг. На середине двое ребят: один – “звонарь”, другой – “жмурка”. “Жмурке” завязывают глаза, а “звонарю” дают в руки колокольчик. Дети приговаривают: “Динь – дон, динь - дон, отгадай, откуда звон!” “Жмурка” по звуку колокольчика пытается поймать “звонаря”.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста