- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия в старшей группе «У солнышка в гостях»
Тема: «У Солнышка в гостях»
Дети любят путешествовать и на этот раз мы отправляемся в гости к Солнцу на ковре самолете. На занятии у детей закрепляются знания о временах года, обогащается речь, развиваются творческие способности (работают пастельными мелками и в нетрадиционной технике рисования "ниткопись"). Занятие проходило как мастер класс "Влияние народного искусства на психологию ребенка" и было положительно оценено коллегами.
Программное содержание:
- Воспитывать в детях умение видеть и понимать нежную, неброскую красоту русской природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек).
- Приобщать к традициям общения (приветствие, прощание), гостеприимства.
- Закреплять знания времен года, зимних месяцев, об изменениях в природе с наступлением весны.
- Создать в группе атмосферу, способствующую снятию психо-эмоционального напряжения; помогающую раскрыть способности каждого ребенка; благоприятному отношению друг к другу.
- Формировать умение передавать в рисунке характерные изменения в природе с наступлением весны; работать пастельными мелками.
- Формировать эстетический вкус, воображение.
- Развивать речь детей, обогатить ее словами-признаками.
- Развивать умение устанавливать связи между цветом и эмоциональным состоянием.
- Развивать моторику рук методом нетрадиционного рисования «ниткопись»
Оборудование:
Листы бархатной бумаги, цветные ниточки для изображения солнца. Тонированные альбомные листы, пастельные мелки, салфетки. Ширма, Солнце-кукла. «Лучики-солнышки» из соленого теста. Аудиозапись для музыкального сопровождения занятия.
Предварительная работа: Беседы о зиме, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
(Дети садятся)
Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор об отношении русских людей к окружающему миру. К природе. Отгадайте загадку.
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Дети: Времена года.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Молодцы. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Дети, расскажите, какая зима в нашем краю?
Дети: Холодная, белоснежная, пушистая, волшебная, красивая, с дождем, с оттепелью, веселая, нарядная.
Воспитатель: Зима у нас действительно разная. Капризна и переменчива погода этой зимой: выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Много пасмурных дней было этой зимой. Но не смотря на это во все времена людям нравится зима. «Зимушка-зима», «зимонька», «зимунька» - так ласково называли в русском народе самое холодное время года. Зиме посвящено много произведений устного народного творчества.
Послушайте песенку о зимушке-зиме.
Ребенок:
Уж ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга воет,
Вдоль по улице метет.
Белым снегом замело
Все дороги на село.
Все дороги, все пути,
Ни проехать, ни пройти.
Воспитатель: Какой месяц заканчивает зиму?
Дети: Февраль - последний месяц зимы.
Воспитатель: Дети, сегодня 20 февраля. Зима заканчивается. Какое время года наступит после?
Дети: Весна.
Воспитатель: Дети, как мы узнаем о скором наступлении весны?
Дети: Тает снег. Появляются проталины. День становится длиннее. Чаще и теплее греет солнышко.
Воспитатель: Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично.
В далеком прошлом русские люди сравнивали солнце с птицами. Ведь оно парит в небе как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное вечерней зарей - яркие красно-оранжевые перья. Желая подчеркнуть красоту солнца, сравнивали его с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небу. Этот образ сохранился в русских народных загадках. Давайте их вспомним.
Дети:
Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.
Красная девушка по небу ходит.
Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.
Встану я рано, бело да румяно,
Да как распущу золотые волосы,
Да выйду на гору,
И человек и зверь возрадуется.
Воспитатель: Молодцы.
Интересные и красивые загадки вы рассказали о солнце.
Ребята, в далеком прошлом от солнца многое зависело в жизни людей, поэтому они представляли себе его могущественным царем. Сказки и легенды рассказывают, что живет Солнце на востоке далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычное в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями. Посреди сада высится золотой дворец. Ослепительно сверкающий. Во дворце том живет Царь-солнце. Ребята, вам хочется побывать в царстве Солнца?
Дети: Да, очень хочется.
Воспитатель: Хорошо, тогда сегодня мы отправимся в гости к солнышку. Но в гости принято ходить с хорошим радостным настроением и с подарками. У вас какое настроение?
Дети: У меня радостное настроение.
У меня хорошее настроение.
Воспитатель: Замечательно. Дети, что мы можем подарить солнышку? (ответы детей)
Воспитатель:Очень хорошие предложения. Давайте мы нарисуем портрет солнышка ниточками.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Дети, какого цвета солнышко?
Дети: Днем мы видим желтое солнце. Утром и вечером можно увидеть красное, оранжевое солнце.
Воспитатель: У каждого из вас лежат ниточки. Расскажите, какого они цвета.
Дети: У меня желтые ниточки. У меня ниточки красные. У меня - оранжевые.
Воспитатель:Какие ниточки по размеру?
Дети: Одна длинная, много коротких.
Воспитатель: Хорошо. Что вы сделаете из длинной ниточки?
Дети: Из длинной ниточки сделаем кружок.
Воспитатель: Что сделаете из коротких ниточек?
Дети: Из коротких ниточек сделаем лучики.
Воспитатель: Молодцы. Приступайте к работе.
(Дети выполняют работу. Звучит спокойная мелодия)
Воспитатель: Подарки готовы. Так и притягивают к себе взгляд. Теперь мы смело можем отправляться в гости. Дети, на каком транспорте мы можем попасть в царство Солнца?
Дети: На самолете. На ракете . На ковре-самолете.
Воспитатель: Ваши предложения очень интересны Давайте полетим на ковре-самолете. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь. Вот он - ковер-самолет. Располагайтесь. Полетели.
Ты ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся.
Тише, тише не качайся.
Не пугай моих ребят.
Мы летим.
Мимо проплывают белые пушистые облака. Они нам улыбаются. Улыбнитесь и вы им. Дети, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук ваших друзей. Сегодня необыкновенно хороший день. Вы дышите легко и свободно. Вы чувствуйте себя хорошо. Вам хорошо от того, что вы все вместе. У вас радостное настроение. Вас ждет встреча с солнышком.
Наш полет заканчивается.
Ты ковер, лети, лети,
Ниже, ниже опускайся.
Тише, тише не качайся.
Ребята, смотрите, вот он - дровец Солнца. Солнышка не видно. Я кажется знаю. Оно заблудилось в облаке и потеряло свои яркие лучики. Чтобы оно вновь засияло, засветило и согрело всех своим теплом, надо рассказать какое солнышко?
Игра «Какое солнышко»
(Дети, передавая микрофон, рассказывают о солнышке на фоне музыки, звук постепенно увеличивается. Звучит музыка: Григ «Утро)
Дети:Солнышко яркое. Солнышко доброе. Солнышко золотое. Солнышко жаркое и т. д.
(На ширме появляется Солнце)
Воспитатель: Вот оно - солнышко красное. Вы рады ему?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте передадим свое настроение в танце.
Динамическая пауза «Веснянка»
Солнце: Здравствуйте, гости дорогие, проходите,
Красному гостю - красное место.
Гость на гость - хозяину радость.
Воспитатель: Солнышко, прими от ребят подарки, они их сами сделали.
(Воспитатель выставляет работы детей)
Солнце: Спасибо всем, ребята, за такую красоту. Мне очень приятно, что вы помните обо мне. Расскажите о себе, кто вы и откуда.
Дети: Мы из города Мичуринска. Из д/сада № 26.
Воспитатель: Солнышко, ребята знают много закличек о тебе и хотят их рассказать.
Солнце: С удовольствием их послушаю.
(Дети рассказывают заклички о солнце)
Заклички о солнце
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Солнышко, солнышко,
Красное зернышко
Выйди поскорее
Будь к нам подобрее.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Солнце: Порадовали вы меня, ребята. Ваши голоса показывают, что вы соскучились по моему теплу. Ждете прихода дружной весны. Я стараюсь согревать своими лучами землю, все живое вокруг. Но мне нужна ваша помощь. Побудьте «волшебниками» и превратите зимние картины природы в картины весны. Поможете мне?
Дети: Да.
(Дети выполняют работы. Звучит музыка)
Солнце: Молодцы ребята. Спасибо вам за помощь. Вы настоящие волшебники. Картины получились теплые, светлые, радостные. Теперь весна обязательно наступит дружная, теплая, солнечная.
Воспитатель: Хорошо у тебя Солнышко в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад.
Солнце: Подарю я вам на прощанье свои маленькие лучики-солнышки: красные, желтые, оранжевые. Это лучики огня, тепла и света: красные - дадут
вам тепло и радость; оранжевые - смелость и храбрость; желтые - волшебный свет и силу.
(Дети выбирают лучики)
Солнце: Есть у меня для вас еще один подарок-сюрприз. Возьмите его. Его вы откроете только когда вернетесь в детский сад.
Воспитатель: Спасибо, Солнышко, за гостеприимство. Дети, попрощаемся с солнышком.
Дети: До свидания.
Воспитатель: Мы возвращаемся в детский сад. Располагайтесь на ковре-самолете. Возьмитесь за руки.
Воспитатель и дети:
Ты ковер лети назад,
В наш любимый детский сад!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что особенно вам запомнилось?
(Дети делятся впечатлениями)
Все вместе произносят слова:
Ты ковер лети, лети.
Ниже, ниже опускайся.
Тише, тише не качайся!
Вот он, вот он, детский сад,
Принимай своих ребят!
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Дети, вам хочется узнать, какой сюрприз приготовило нам Солнышко.
Дети: Очень хочется.
Воспитатель:Посмотрим.
(Дети раскрывают коробку и видят картину, на ней портрет Солнца. Все вместе решают как с ним поступить.)
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста