- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе. Тема «Имена»
Тема занятия: «Имена».
Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе.
Данное занятие было проведено для ГПО учителей-логопедов города Мичуринска. Основными целями являются: воспитание фонематического слуха,закрепление навыка звукового анализа слов, закрепление знаний о большой букве в именах, развитие мышления, оперативной памяти, мелкой моторики и графических навыков.
Данное занятие может быть проведено в III периоде обучения детей с ФФН подготовительной группы.
Цель:
- Воспитание фонематического слуха.
- Воспитание чувства уверенности в своих возможностях.
- Закрепление навыка звукового анализа слов.
- Выкладывание слов в кассах.
- Закрепление знаний о большой букве в именах.
- Работа над дикцией.
- Составление слов с помощью символов.
- Развитие мышления.
- Развитие оперативной памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие графических навыков.
- Развитие умственной активности.
Оборудование: таблицы по теме, слоги, кассы, звуковые схемы, таблицы с символами, фасоль, шнурки, карандаши, перфокарты.
Ход занятия
Оргмомент.
Логопед: Дети, у каждого из нас есть имя. Назовите своё имя ласково.
Основная часть.
1. Складываем слоги
Логопед: Дети, у вас на столах лежат слоги. Сложите и прочитайте слова.
Дети соединяют слоги, получая имена: Коля, Таня, Зина, Дима, Вася, Ната, Лида, Соня, Вова, Ваня.
Логопед: Что обозначают эти слова?
Дети: Имена.
Логопед: Как пишутся имена?
Дети: С большой буквы.
Логопед: Ребята, сегодня мы будем говорить об именах. (Сообщение цели занятия)
2. «Подбери схему к составленному имени».
Логопед: Вы сложили имена. Подберите схему к каждому имени.
3. По первым буквам
Логопед: Дети 10 группы прислали вам задание. Они просят, чтобы вы отгадали, как зовут детей. Нужно назвать картинку, определить первый звук, заменить его на букву. Полученное слово выложить в кассах (картинки: машина, иголка, шуба, акула). Дети составляют в кассах имя Миша.
Логопед: А теперь отгадаем имя по последним звукам (картинки: лист, эскимо, дом, лиса). Дети составляют слово Тома.
4. Отгадайте, кто это.
Логопед: А это задание прислали вам дети из 11 группы. Отгадайте, кто это.
Перед детьми таблица с изображением мальчика и девочки. С правой стороны таблицы в кружках помещены буквы.
Логопед: Как вы думаете, с какой буквы начинается имя мальчика?
Дети: С буквы Н.
Логопед: Почему вы так считаете?
Дети: Имена начинаются с большой буквы, а большая буква здесь только Н.
Логопед: Верно, начинаем с буквы Н и читаем по стрелке. Вызванный ребёнок составляет и читает имя Никита. Аналогично составляется имя Карина.
5. Физкультминутка.
Как живешь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно текста.
6. Работа над скороговоркой.
Логопед: Ребята, послушайте скороговорку
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом.
Как звали детей?
Дети: Борис и Лариса.
Логопед: Чем угощала Лариса?
Дети: Супом из риса, рисовым супом.
Логопед: Чем её угостил Борис?
Дети: Ирисом, это такие конфеты.
Затем дети повторяют скороговорку по ролям.
7. Работа по таблице.
Логопед: Ребята, давайте имя девочки наберём на таблице.
8. «Расшифруй имя».
Логопед: Эти конверты я получила от ребят 7 группы. С помощью ключа-подсказки они предлагают вам отгадать имена героев песни и сказки.
Дети расшифровывают имена Антошка и Иванушка (устно).
9. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.
Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.
Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.
А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.
Логопед: Какие имена мы называли?
Дети: Ваня, Стёпа…, мужские.
10. Работа над стихотворением «Про Марусю и бабусю».
Логопед: Дети, у меня есть знакомая бабушка. Вот какую историю она мне рассказала.
Машенька, Марусенька, Марьюшка и Манечка
Захотели вкусного, сладенького пряничка
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала
Машеньке копеечку, Марусеньке копеечку,
Марьюшке копеечку, Манечке копеечку.
Машенька, Марусенька, Марьюшка и Манечка
Побежали на базар и купили пряничка.
Дед Кондрат задумался, сидя у стола,
Сколько же копеечек бабушка дала?
А как вы думаете, сколько было девочек?
Выясняется, что всё это одна девочка Маша.
11. Складываем имя
Логопед: Сложите это имя на столах.
Первый ряд выкладывает из фасоли, второй ряд - из шнурков.
12. Работа с перфокартами
Логопед: А это задание приготовила Оксана Михайловна. Посмотрите на свои карточки, напечатайте, как зовут этих детей. (Дети выполняют задание в перфокартах, печатают одно мужское, одно женское имя).
13. Чтение предложений. Дети читают хором.
Логопед: Почему слово Вова написано с большой буквы?
Дети: Вова – это имя мальчика.
Логопед: Почему слово Вот написано с большой буквы?
Дети: Предложения начинаются с большой буквы.
Логопед: А почему в конце ставится точка?
Дети: Значит предложение закончено.
Логопед: Сколько слов в этом предложении?
Дети: Два.
Аналогично анализируются 2 и 3 предложения.
Итог:
Логопед: Дети, о чём мы сегодня говорили?
Дети: Об именах.
Логопед: Какие бывают имена?
Дети: Мужские и женские.
Логопед: Как пишутся имена?
Дети: С большой буквы.
Логопед: Занятие окончено.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста