Папки-передвижки

Педсовет «Прабабушкина школа»

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать : «Моя бабушка говорила…». И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»...

Тема: «Прабабушкина школа»

Цели:

  • Уточнить и систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора;
  • Познакомиться с различными жанрами русского фольклора, его классификацией, спецификой применения в детском саду;
  • Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.

Вступление.

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печеный, а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать…

И это еще не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»

Я начала педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам все увидишь.

Сегодняшний наш педсовет посвящен фольклору. День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Теоретическая часть.

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать : «Моя бабушка говорила…». И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережет»; примиряют: «Стерпится – слюбится». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни.

Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво и ответственно относятся к родному языку.

Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!».

Сохранить бы, сберечь этот древний, надежный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Все заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодежный лексикон – все это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.

В чем спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны все, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского языка.

Аналитическая часть.

  1. Итоги тематической проверки «Ознакомление дошкольников с русским фольклором».

  2. Отчет по самообразованию: «Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре».

Практическая часть.

1. Игра «Прабабушкина школа».

Педагоги делятся на три команды. Выполнение заданий оценивает экспертная группа.

Задание 1. Напишите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям. (А. Афанасьев, В. Даль, М. Булатов, и. Карнаухова, Л. Толстой, Е. Чарушин и др.)

Задание 2. Напишите типы русских сказок. (Сказки о животных, бытовые, волшебные).

Задание 3. Напишите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок. (Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).

Задание 4. Напишите часто встречаемые в сказках волшебные предметы. (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др).

Задание 5. Напишите, как обычно начинается русская сказка. ( «Жили-были…», « В некотором царстве…», « На море-океане…», « Было у старика…», « У одного (одной)…», «Жил-поживал…»).

Задание 6. Напишите, как обычно заканчивается русская сказка. (« Вот и сказке конец…», « И теперь живут, хлеб жуют», « Стали жить-поживать да добра наживать», « Я там был, мед-пиво пил…».)

Задание 7. В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

Баской – нарядный, красивый.

Браный – узорчатый (о ткани).

Гай – дубрава, роща, небольшой лес.

Година – хорошая погода.

Дроля – милый, дорогой, любимый.

Живот – жизнь.

Жито – всякий хлеб в зерне или на корню.

Киса – мешок.

Ладом – хорошо.

Орать – пахать.

Полдень - юг.

Козырь – высокий стоячий вышитый воротник.

Пролеть – начало лета.

Радеть – стараться, заботиться.

Седмица – неделя.

Супостатка – соперница.

Имение – добыча, имущество.

Маклак – посредник, плут.

Задание 8. Определите, где пословица, а где поговорка.

«Одного поля ягода» - поговорка.

«С больной головы на здоровую» - поговорка.

«Чужими руками жар загребать» - поговорка.

«Что не болит, то и не плачет» - пословица.

«Мал золотник, да дорог» - пословица.

«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица.

«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы» (по В.И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно слово прибавить или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.

«Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Задание 9. Доскажи пословицу:

«Осла узнаешь по ушам, а дурака по … (словам)».

«Молодость без любви, как утро без … (солнца)».

«Не любить – горе, а влюбиться … (вдвое)».

«На родной сторонке, что на мягкой … (соломке)».

Задание 10. «Переведи» пословицу, поговорку на русский язык:

  • «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

  • «Красота сердца дороже красоты лица» (япон.) – «Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».

  • «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза – зеркало души».

  • «Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) – «Из огня да в полымя».

  • «тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведет».

  • «Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.) – «На безрыбье и рак рыба».

  • «Молчаливый рот – золотой рот» (нем.) – «Слово – серебро, молчание – золото».

  • «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Задание 11.  Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

«Молодо – зелено… (погулять велено)».

«Вольному – воля … (спасенному – рай)».

«Голод - не тетка … (пирожка не подсунет)».

«Знай наших, … (последняя копейка ребром)».

«На чужой каравай рот не разевай … (а пораньше вставай и свой затевай)».

«По Сеньке шапка … (по Ереме колпак)».

«Попытка не пытка … (спрос не беда)».

«Рука руку моет … (обе белы бывают)».

«Язык мой – враг мой … (прежде ума глаголет)».

«Деньги счет любят … (а хлеб – меру)».

Задание 12. Изобразите пантомимой пословицы:

«Дареному коню в зубы не смотрят».

«Одна голова хорошо, а две лучше».

«за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Задание 13. Отгадайте русские загадки:

Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь.)

Чувство, которое любого красит. (Стыд.)

Шарю-пошарю, в угол встану. (Веник.)

Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта.)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)

Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото.)

Что не сеяно родится. (Трава.)

Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка.)

Задание 14.

  1. Из представленных названий танцев уберите нерусский танец: Ланце, барыня, трепак, мазурка (пол.); Падеграс, крыжачок (белорус.), перепляс, кадриль; Казачок, метелица, падекатр, рученица (болг.).

  2. Определите русский танец: Мазурка (пол.), юрочка (белорус.), полька (чешс.), венгерка (рус.).

Задание 15.

1. Из представленных русских народных песен уберите авторские:

«Позарастали стежки-дорожки»,

«Ах ты, душечка»,

«Миленький ты мой»,

«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо),

«Ой мороз, мороз»,

«Шумел камыш»,

«Окрасился месяц багрянцем»,

«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова).

2. Из представленных авторских песен уберите народные:

«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского),

«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока),

«Вот кто-то с горочки спустился» (рус. нар.),

«Живет моя отрада» (сл. Д. Садовникова),

«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова),

«Вдоль по улице метелица метет» (рус. нар.),

«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского),

«На заре ты ее не буди» (сл. А. Фета).

Задание 16. Знаете ли вы русские народные игры.

- Что это: посигутки, ляпка, шлепанки, кулючки? (русские народные игры.)

В народном календаре мы читаем:»В этот день молодежь водила хороводы, пела песни, частушки играла».

А в какие дни играли в следующие игры:

«Змейка» - играли в Троицу – хороводная игра вокруг деревьев.

«Вьюнец» - играли в субботу пасхальной недели – искали дом по описанию, шли в него просить крашеные яйца.

«Облупа» - играли в Петров день 12 июля – неженатые парни уходили в кусты, покрывали лицо платком, а девки должны были угадать парней – парни выходили на «облупу» - опознание.

«Сковорода» - играли в масленицу – тянули канат в круг, где нарисованы блины, оладьи.

«Сторожок» - играли в день Ивана Купалы – прыгали через стожок, кто не перепрыгивал, того усаживали в стог.

Задание 17. Что означают эти народные приметы:

Если двое зевают одновременно. (Значит, им вместе водку выпивать.)

Не ешь с ножа. (Будешь сердитым.)

Нельзя подавать другому соль из рук. (К ссоре.)

Чтобы не поссориться, подавая соль… (нужно засмеяться).

Нельзя давать другому булавку. (К ссоре.)

Выходить куда-либо в дождь… (К благополучной дороге.)

Локоть чешется. (На новом месте спать.)

Прищемить одежду в дверях. (быть еще раз в этом доме.)

2.Жанры русского фольклора.

Сегодня мы охватили лишь некоторые жанры русского фольклора, на самом деле их очень много. К иным мы уже обращались и использовали их в своей работе, о некоторых лишь слышали. Чтобы ваше представление было полным, я предлагаю вам схему «Жанры русского фольклора», составленную Н. Кравцовым и С. Лазуткиным.

Жанры русского фольклора.

Обрядовая поэзия

  1. Календарная: зимняя; весенняя; летняя; осенняя.

  2. Семейно-бытовая:  родильная;  свадебная;  похоронная.

  3. Заговоры.

Необрядовая поэзия

  1. Эпические прозаические жанры:  сказки; предания; легенды.

  2. Эпические стихотворные жанры: былины;  исторические песни;  балладные песни.

  3. Лирические стихотворные жанры:  песни социального содержания; любовные песни; семейные песни; малые лирические жанры (частушки, припевки…).

Заключение

Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: « Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие?


Источник: Бушнеева и др.-Волгоград: Учитель, 2011г

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД