Роль дидактической игры в усвоении грамматических категорий словоизменения и словообразования
Проблема формирования грамматически правильной речи является очень актуальной. Дидактическая игра, как основной вид познавательной деятельности ребенка, способствует решению важных задач по усвоению грамматических категорий.
Если педагогически грамотно и систематически использовать метод дидактической игры в работе по формированию грамматического строя речи, то эффективнее исправляются отклонения в речевом развитии, обогащается жизненный опыт детей, расширяется словарный запас.
Дидактические игры помогают решить широкий спектр образовательно-воспитательных задач, способствуют разнообразию учебной деятельности, повышению результативности в усвоении грамматических категорий.
В дошкольный период формируется ядро лексики ребенка, вот почему так важно проведение с детьми этого возраста систематической, разнообразной по содержанию, форме и методам работы по формированию грамматического строя речи. Необходимо осуществлять комплексно-тематический метод работы в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует повышению интереса к учебной деятельности, помогает решить задачу повышения результативности работы, поддержания положительного эмоционального состояния детей.
В основу планирования и организации занятий положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность, концентричность, своевременное закрепление пройденного материала.
Недоразвитие категорий словоизменения характеризуется трудностями в изменении существительных по числам, падежам, в сочетании существительных и прилагательных, в согласовании местоимений с существительными. Большое значение имеют дидактические игры «Один-много», «Скажи, чего нет», «Скажи со словом «много», «1, 2, …, 5», «Полное лукошко», «В гостях у белочки», «Украсим елку к празднику», «Подбери признак».
При формировании грамматической категории словообразования проходит обучение подбору родственных слов. Дается понятие «родственные слова». На занятии работаем с одним гнездом слов, подбор осуществляется с помощью грамматических вопросов, по образцу, предложенных приставок и суффиксов, смысловых вопросов. Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных форм происходит с помощью дидактических игр «Назови ласково», «Большой-маленький», «Логопедическое лото», «Назови правильно». Дидактическая игра «Закончи предложение» помогает обучить образованию приставочных глаголов.
Подбор дидактических игр проводится с учетом прохождения лексических тем.
Практика показывает, что необходимо искать пути повышения результативности работы, изменяя форму и содержание обучающих занятий, их развивающий характер и разнообразие методических приемов.
Предыдущие статьи: