МААМ-картинки

Пути и способы оптимизации здоровья детей

Пояснительная записка Семинара –практикума

В последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Повышение двигательной активности способствует использованию нестандартного оборудования. Упражнения на них совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставный аппарат, в результате чего улучшается подвижность позвоночника, грудной клетки, совершенствуется осанка, повышается устойчивость вестибулярного аппарата, увеличивается жизненная ёмкость лёгких, улучшается крово и лимфообращение, укрепляются сердце и сосуды.

Понимая важность этой проблемы и проанализировав состояние физического воспитания детей, поставим перед собой задачи: повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях.

Цель семинара-практикума: познакомить педагогов с различным нестандартным физкультурным оборудованием , и применением его в воспитательно-образовательном процессе ; ознакомить педагогов с элементарными правилами использования на занятиях зрительной гимнастики и вооружить опытом применения различных зрительных упражнений на занятиях.

Программа семинара – практикума рассчитана на 2 встречи по 2 часа.


Встреча № 1

 «НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ»

В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Мы подготовили чертежи и рисунки малогабаритного и универсального нестандартного оборудования, которое можно использовать и в помещении, и на улице.

Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

Наглядный пример убеждает большинство взрослых в необходимости его использования в детском саду и дома. Можно оформить физкультурный уголок, который будет постоянно пополняться.

Родителям дать рекомендации по изготовлению нестандартного оборудования в домашних условиях.

А также необходимо активно использовать естественное природное окружение. Во время прогулок по лесу, лугу, к реке, учитывая, индивидуальные особенности детей - стараться их заинтересовать, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложнять упражнения по мере их усвоения, стремиться научить детей выполнять разные виды движений.

Зимой для развития двигательных навыков детей использовать специально для этого выполненные постройки: дракон - для подлезания и перелезания, лев - для лазания, лисичка с обручем, ледяные дорожки - для скольжения.

Учить детей таким упражнениям: осторожно пройти по чистому снегу след в след, сохраняя равновесие (игра «Следопыты»); прыгать по снегу след в след, отталкиваясь одной или двумя ногами; пройти по снежному валу, выполняя разные задания. По мере усвоения дети выполняют эти упражнения быстро и энергично.

Подводя итоги проделанной работы, можно будет отметить положительные результаты: возрастёт интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного оборудования значительно увеличивается моторная плотность физкультурных занятий.

Дети осваивают основные виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и метания мячей.

Все это - большая и серьезная работа по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов, разработке физкультурных занятий и игр с использованием нестандартного оборудования.

Встреча № 2

«Использование зрительной гимнастики на занятиях»

Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80% всей поступающей информации, является зрение. Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой познания.

Для возникновения у человека зрительного образа – отражения предмета зрительное восприятие претерпевает ряд последовательных преобразований: от обнаружения предмета (объекта) в поле восприятия и различение отдельных признаков до выделения в нем информативного содержания и формирование образа с закрепление в памяти характерных признаков. Такую богатую информацию человек получает с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из вышеперечисленных функций приводит к нарушению восприятия как психического процесса (Г.В.Никулина).

В конечном счете, цепь вышеперечисленных взаимосвязанных нарушений влечет за собой возникновение вторичных отклонений в развитии речевой и мыслительной деятельности ребенка.

Сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребенок в век колоссального использования визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребенка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Задача данной консультации – ознакомить педагогов с элементарными правилами использования на занятиях зрительной гимнастики и вооружить опытом применения различных зрительных упражнений на занятиях.

Занятия должны строиться таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или по одной сюжетной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.) Сочетание зрительных упражнений с двигательными играми, кроме того, обучает дошкольников ориентировке в пространстве, но уже в помещении. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот» и т.д., а также навыки направленного взгляда.

Нельзя забывать о том, что основными принципами зрительной гимнастики являются: индивидуальный подход в зависимости от возраста; состояние здоровья (при дальнозоркости рекомендуются зрительные упражнения с применением материала более мелкого размера. При близорукости пособия даются более крупного размера, не допускается зрительная нагрузка); регулярность проведения; постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени; сочетания зрительных упражнений с двигательной активностью; развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

С первых занятий необходимо создать дружелюбную атмосферу, расположить детей к контакту с педагогом. Для этого требуется вовлечь ребенка в игровой процесс, используя игрушки, мячи, яркие атрибуты и пособия, многие из которых делаются руками педагогов.

Проведение зрительных упражнений на занятиях способствует еще обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД