- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Использование ИКТ в работе воспитателя ДОУ
Статья была написана для участия в интернет - конференции посвященной ИКТ в работе ДОУ.
В статье рассматривается работа в конкретном Д/С и проводится мониторинг использования
мультимедийных средств в реализации педагогического процесса.
Использование ИКТ в работе воспитателя ДОУ
С.Н. Гребенюк
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №94 ОАО «РЖД»
«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»
Георг Зиммель
Цель: Обобщение опыта воспитателя детского сада использования ИКТ в практической работе ДОУ.
Задачи:
- Проведение мониторинга «Уровень овладения ИКТ воспитателями ДОУ»;
- Использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада;
- Добиться активного использования ИКТ педагогами учреждения в работе с детьми;
Материалы и методы выполнения работы:
- · Разработка анкет и проведение мониторинга педагогического состава ДОУ;
- · Использование методических разработок с применением ИКТ в практической работе ДОУ;
- · Использование ИКТ в создании партнерских связей с ВУЗами и педагогами других ДОУ;
- · Проектная деятельность;
- · Использование наглядности и ИКТ в формуле «ДОУ-воспитатель- ребенок- родитель»;
Применение в практике постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы в ДОУ руководителей, воспитателей, узких специалистов.
С 2011 года детский сад №94 ОАО «РЖД» работает по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Эта программа насущная необходимость для педагогов ДОУ, так как детство должно быть детством. Я учитель по образованию, воспитатель по профессии. Придя на работу в детский сад мне было непонятно, для чего детский сад берет на себя образовательные функции школы. Не может маленький человечек высидеть на занятии 10- 20 минут, не потому что не хочет, а потому что не может. Возрастные особенности никто не отменял. Уверена, что с реализацией программы «От рождения до школы» все существующие противоречия уйдут в прошлое и дошкольное детство наполнится новым содержанием. Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Проведенные исследования в ДС №94, показали, что красной нитью проходит несоответствие предъявляемых требований к работе педагогического состава, умениям и навыкам воспитателей в работе на компьютерной технике, и материальным обеспечением педагогического процесса. С приходом нового заведующего Гулевской Элеоноры Николаевны ситуация начала изменяться в лучшую сторону. Использование компьютерных технологий в учреждении происходило постепенно, но иногда и болезненно: обязательное оформление перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. Не всегда эти требования соответствовали возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали процесс первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Но в защиту некоторых консервативных форм работы воспитателей со стажем хочу сказать, что доброта, душевность, любовь к детям и преданность своей работе не конкурируют с новыми технологиями, а наоборот дополняют их и привносят душевность и человечность в работе с детьми.
Воспитательно- образовательную работу в детском саду №94 осуществляют 33 педагога.
Проведенный мониторинг в ДОУ показал, что:
- 45% - имеют высшее педагогическое образование;
- 49% - имеют среднее педагогическое образование;
- 6% - педагоги, имеющие медицинское образование;
Из них:
- 57% - педагоги с высшей квалификационной категорией;
- 36% - педагоги с 1 квалификационной категорией;
- 7% - педагоги со 2 квалификационной категорией;
Уверенными пользователями ПК (Word, Excel, Power Point, Internet) являются: 12 человек;
Пользователями ПК (Word) являются: 9 человек;
Не владеют ПК: 12 человек.
Для внедрения ИКТ в детском саду используется форма работы в парах: когда один педагог является активным пользователем технических средств, а другой- обучается . И это открывает новые возможности в нашей работе.
Овладев ИКТ, наш детский сад стал инновационной площадкой АГПА. Имеется Свидетельство о присвоении статуса инновационной площадки АГПА. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №94 ОАО «РЖД» г. Кропоткина в соответствии с договором о научно- методическом сотрудничестве от 25.04.2011 г. является инновационной площадкой АГПА по теме: «Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе Олимпийского образования дошкольников». Срок проведения опытно- экспериментальной работы 2011-2014 гг. Научный руководитель заведующий кафедрой теории, истории педагогики и образовательной практики АГПА доктор педагогических наук, профессор Е.А. Тупичкина. Заверено ректором АГПА А.Р. Галустовым.
Проект был одобрен на Педагогическом форуме в г. Сочи (сентябрь 2011года). На основании этого педагоги приступили к реализации данного проекта. Разработка проекта и проведение исследований по данной теме еще раз подтвердили необходимость овладения ИКТ.
Используя программу Microsoft PowerPoint были созданы: презентация научно- исследовательского проекта « Реализация здоровьесберегающих технологий в процессе олимпийского образования дошкольников», методическое пособие рекомендованное педагогам ДОУ, инструкторам физической культуры «Олимпийский мир затей для здоровья малышей», презентации для детей «История Олимпийского движения», «Сочи- 2014», «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», презентации по отдельным видам спорта, разработаны перспективные планы по здоровьюсбережению в соответствии с возрастными особенностями каждой возрастной группы воспитанников детского сада. Перспективные планы, документация педагогов, конспекты занятий предполагают использование программы Microsoft Word . Так же некоторые педагоги используют в своих работах Microsoft Excel и Fotoshop. Уже привычными средствами медийных устройств стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Большим подспорьем в работе педагогов стало приобретение медиапроектора и экрана, а так же ноутбуков. Использование этих мультимедийных устройств позволяет детскому саду иметь свою газету, проводить мастер- классы, семинары, педсоветы, регулярно обновлять информационные стенды для родителей и сотрудников детского сада.
Три года назад я с опаской подходила к персональному компьютеру. Сегодня – я уверенный пользователь. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Рассматривая задачу преемственности детского сада и школы , педагоги- исследователи рассматривают проблему использования ИКТ в обучении как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, передачу воспитанников детского сада в школу с таким уровнем знаний и навыков, которые станут базой для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка.
Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно- развивающую среду группы «Незабудка». Входящих в приемную группы приветствует родительский уголок, оформленный по последнему слову передовых компьютерных технологий: паровозик с вагончиками , изготовленные из пенокартона, с применением широкоформатной печати. Далее визитная карточка группы, изготовленная при помощи программы fotoshop. В групповой комнате взгляд останавливается на ярко оформленной стене, где расположен мини-музей «По морям по волнам». Это особая гордость воспитанников и выпускников группы, пример ярких впечатлений детства, которые, запомнятся детям навсегда. Фоном мини-музея служит баннер, изготовленный по технологии широкоформатной печати с использованием компьютерных программ для работы с изображениями. Оформление приемной и мини-музея группы позволили мне принять участие в конкурсе «Лучший дизайн» 11-й Всероссийского интернет-педсовета Педсовет.org. На этом же сайте я приняла участие в конкурсе « 1001 идея нестандартного занятия с детьми». Мое участие подтверждают выданные мне сертификаты. Запись о выдаче сертификатов внесена в открытый реестр сайта, данное свидетельство может быть использовано для охраны авторских прав на материал. Вместе со своими воспитанниками приняла участие в литературно- творческом конкурсе «Поздравления к 23 февраля» на сайте pochemu4ka.ru. Участие отмечено грамотами сайта, что дало огромный стимул детям и родителям к продолжению совместного творчества. В данный момент моя работа «Проект мини-музей «По морям по волнам» в группе детского сада» участвует в конкурсе журнала «Современное дошкольное образование» Всероссийский конкурс "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег- педагогов. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети: http://www.maam.ru/,( http://www.maam.ru/users/Nikolaevna) где у меня есть личная страница и блог «Здравствуй, мир!».
Благодаря интернету я читаю электронные СМИ: журналы «Современное дошкольное образование», «Обруч», « Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду» и т.д.
В 2011 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова по образовательной программе «Мини- музей и детском саду как форма работы с детьми и родителями» (курс Н.А. Рыжовой).
Приняла участие в заочном интернет- семинаре «Информационные технологии в работе ДОУ» (8.09.2011 лектор И.И. Комарова), получила огромное удовольствие и узнала много нового! Чем и поделилась с коллегами в детском саду.
Через интернет ознакомилась с семинаром для воспитателей «Федеральные Государственные требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентацию выполнила М.А. Пуговкина, воспитатель ГОУ детский сад № 1913 компенсирующего вида г. Москвы.
Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Полученные результаты:
- Повышение эффективности процесса обучения.
-Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
-Активизация познавательной деятельности детей.
-Создание единой информационной среды .
-Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу с детьми педагогов ДОУ.
Использованные источники:
Интернет- семинар «Информационные технологии в работе ДОУ» (8.09.2011)
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста