Чтобы развить у дошкольников красивую и эмоциональную речь, учитель-логопед из поселка Кулой учит детей правильно дышать, овладевать мелодикой, темпом, ритмом, следить за тембром и правильно ставить логическое ударение.
Путь к красивой выразительной речи
На образовательном портале maam.ru Елена Русак, учитель-логопед детского сада №148 «Подснежник», очертила круг задач, над которыми она работает с детьми. «Мы занимаемся проблемой взаимосвязи психологического и педагогического аспекта в развитии речи у дошкольников через формирование эмоциональной лексики. Большое внимание в построении логопедической работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности», — рассказала Елена.
По утверждению логопеда, педагоги дошкольных учреждений постоянно сталкиваются с тем, что дети говорят монотонно, не могут выразительно прочесть стихотворение, эмоционально сыграть роль в театральной постановке или игре-драматизации. Елена считает, что малыши просто не знают, как «настроить» свой голос, чтобы придать ему нужное выражение и чувство.
Программа, которую применяет и предлагает своим коллегам Елена Русак, предполагает длительную и терпеливую работу педагога над совершенствованием: мелодики (дети учатся повышать и понижать голос, где это необходимо); темпа (тренируются ускорять и замедлять скорость произнесения предложений), ритма (дошкольники практикуются в произношении стихотворений, написанных в различных размерах, отбивая при этом ритм с помощью хлопков, барабанов и других музыкальных инструментов); тембра (детвора учится говорить грустно и радостно, ласково и строго); логического ударения (ребята определяют самые важные слова в фразе и выделяют их громким или наоборот, более тихим и растянутым произношением).
Пособие «Чудесный эмоциональный бочонок» позволяет учить детей «владеть» языком.
Занятия дыхательной гимнастикой, по мнению педагога не только создают базу для формирования правильной речи, но и укрепляют физическое здоровье ребенка, являются профилактикой простудных заболеваний. Методика, по которой работает Елена Русак, избегает монотонности и однообразия. Дети с удовольствием выполняют игровые упражнения «Кто лучше надует игрушку», «Ныряльщики», «Больной тяжело дышит».
Педагог советует организовывать работу по формированию выразительной речи в два этапа: сначала научить детей воспринимать интонацию, а затем уж тренировать навыки её использования.
Предыдущие статьи:
Расскажите всем про «Логопед из Архангельской области работает над проблемой интонационной выразительности речи детей»!