В южных регионах нашей страны уборка зерновых уже давно в разгаре, а в северной и центральной России – наступает жаркая пора жатвы. В старину именно Прокопьев день считался открытием жатвенной страды. Он имел большое значение в качестве средней даты между Петровым днем 12 июля и Ильиным 2 августа. Крестьяне считали их вехами разных сельскохозяйственных работ: «с Петрова до Прокопьева дня – сенокос, а с Прокопьева до Ильина – жатва».
21 июля наши предки начинали «зажин» ржи. Первый сноп скашивала старшая женщина в каждой семье. Затем эти первые снопы принято было всей общиной ставить в «бабку» и прямо на поле садиться трапезничать. Колосья из первых снопов жницы скручивали и затыкали за пояс – от хворобы, чтобы всю уборку спина не болела.
Вечером устраивался праздничный ужин по случаю начала жатвы. Обязательно на стол выкладывалась часть еды от первой трапезы - принесённой назад с поля. Дорога домой сопровождалась песнями.
Праздник Прокопьева дня, или «Зажинки» популярен в некоторых регионах бывшего Союза и в наши дни. В этот день чествуют и благословляют на работу всех тружеников, задействованных в уборочной. Прежде всего, конечно же, комбайнеров.
Наглядно показать детям все этапы нелёгкого пути хлеба от нивы до обеденного стола, рассказать о его цене и значимости – важная часть образования и воспитания в любом дошкольном учреждении. Вот какие наглядные пособия и средства применяются педагогами для этого.
10 пособий и приёмов наглядного рассказа о «пути хлеба»
На занятиях, посвящённых хлебу и его выращиванию на полях, всегда используются поделки в виде хлебобулочных изделий. А также многие воспитатели приносят детям настоящие колоски пшеницы, ржи или ячменя.
Очень реалистичные муляжи хлебобулочных изделий можно изготовить из ваты и марли, вымазанных тестом в клеем ПВА. Как и настоящие хлеба́, их выпекают и подрумянивают. Результат - превосходный!
Оригинальное волшебное «хлебное дерево» было сделано из солёного теста умелыми руками воспитателя и детей.
Это дидактическое пособие – как «подсказка» по всем этапам путешествия и преобразований хлеба. Трактор пашет землю и сеет зерно. Из него вырастают новые колосья. Комбайн собирает колосья и обмолачивает зерно. На мельнице из него мелят муку. А пекарь превращает муку в тесто и хлебобулочные изделия.
Дети рассматривают колосья и зёрна пшеницы, понимая, как «устроено» злаковое растение.
Ещё более наглядным получается такое занятие, на котором ребята самостоятельно разберут колоски на зёрнышки, а потом – смелят из них муку.
Благодаря энтузиазму своих педагогов, участвуют дошколята и в непосредственной выпечке хлеба: замешивают тесто, формируют из него готовые изделия.
Интересный мастер-класс на МААМ рассказывает о том, как смастерить чудесную народную куклу, под названием Хлебный человек. Её в старину делали как раз во время уборки урожая зерновых.
Одна из эффективных форм работы в рамках данной темы - это создание специального мини-музея хлеба.
А в сельской местности у некоторых педагогов даже есть возможность организовать для детей интересные экскурсии на хлебное поле, где идёт жатва, и на ток, где хранится и сушится убранное с нив зерно.
Кроме зерновых культур, к Прокопьеву дню поспевала и черника. Эта лесная ягода – не только десертное лакомство. С глубокой древности наши предки знали, что её плоды и листья являются эффективным лекарственным средством – общеукрепляющим; помогающим при расстройстве желудка и кишечника, при подагре и ревматизме.
Народные приметы гласят: какая погода на Прокопия Жнеца, такая же будет и на Ильин день, 2 августа (проверим?); ребёнок, родившийся 21 июля, вырастет очень характерным и сильным духом человеком.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!
Предыдущие статьи:
Поделитесь с коллегами и друзьями про «21 июля - Прокопий Жнец»!
Поделитесь в сетях и мессенджерах: