Ирина Васильева
Звуковая культура речи
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ №203
Звуковая культура речи : звук З
( Коммуникация: развитие речи)
Составитель:
Кемерово, 2012
Васильева И. И. ,
воспитатель
Создано 14 11 2012г.
Автор: Васильева И. И., воспитатель МАДОУ №203 г. Кемерово
Конспект НОД по коммуникации (развитию речи) в средней группе.
Интеграция образовательных областей:
1) Музыка (поём звонкую комариную песенку, песенку жеребёнка и свистящую песенку воды).
2) Чтение художественной литературы (стихотворение К. Бальмонта “Комарики – макарики”).
Публикация «Звуковая культура речи» размещена в разделах
3) Познание (формирование целостной картины мира).
4) Коммуникация (пополнение словарного запаса новыми словами).
Цель: упражнять детей в произношении изолированного звука, в слоге и в словах.
Задачи: учить произносить звук З твёрдо и мягко;
различать слова с этим звуком;
повторить с детьми знакомое им стихотворение “Комарики – макарики” К. Бальмонта.
Оборудование:
1) Книга для чтения в детском саду и дома. 2-4 года. М, Оникс, 2005г, стр 101, ст – е “Комарики – макарики” К. Бальмонта. Хрестоматия для дошкольников. (см. приложение 1)
2) Иллюстрации домашних животных (Осёл, свинья, собака). (см. изображения)
3)Фото игры (см. приложение 2)
1
Ход
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним песенку жеребёнка и свистящую
песенку воды, вытекающей из крана (эти песенки дети исполняют все вместе). Сейчас слушайте очень внимательно: я произношу звуки С (ссс) и З (ззз). Что услышали? Вы молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. Когда мы их исполняем, язык прижимается к нижним зубам. Давайте проверим. Звуки произносятся похоже, только звук З получается звонким. (дети произносят два звука)
Ззз – это звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Вспомните, как летом в вечернее время Ззз слышится повсюду: слева, справа, сзади, над головой.
А теперь, дети, я предлагаю вам поиграть. Часть из вас будет изображать комаров, которые поют тихо и погромче, а остальные – отмахиваться, отгонять их. Затем комаров будут изображать дети, которые только что защищали себя от них. (см. Приложение 2)
Воспитатель продолжает: в музыкальной комариной школе учатся малыши комары. Их ещё можно назвать иначе: вы – ребята, а они - …? (комарята)
Так вот там они исполняют сложные песенки. Например:
за-за-за, зя-зя-зя-
Потерял я ферзя.
Кто что потерял? Ферзь – это? – шахматная фигура. Значит, это шахматист проиграл – потерял ферзя.
Зя-зя-зя, за-за-за -
Прилетела стрекоза
(Каждую чистоговорку дети повторяют все вместе 2-3 раза).
Зю-зю-зю-зю, зу-зу-зу -
Не дразните козу.
Почему не стоит дразнить это рогатое животное?
2
Воспитатель:
Заря – заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
(Русская народная песенка)
(Воспитатель повторяет песенку 2-3 раза, а дети негромко, но внятно договаривают подчёркнутые слова).
Воспитатель: Скажите, дети, об утренней или вечерней заре говорится в песенке? Почему вы так решили?
Далее детям предлагается повторить вслед за педагогом слова: заяц, зайчиха, зайчонок, забор, земляника, замок. Догадаться, с какого звука эти слова начинаются.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением животных (осёл, свинья, собака) (см. изображения).
Назовите животных, которых вы видите?
Какой звук (сегодня нам ещё более знакомый) слышится в их названии? [с]
Какое общее название можно дать этим животным (домашние животные)
Почему они так называются? Чем они отличаются от диких? (ответы детей)
В конце занятия воспитатель читает стихотворение “Комарики – макарики” К. Бальмонта, повторяет его, давая детям возможность чё тко договаривать слова: летуньица, шебетуньица, комарики, макарики, сударики. (см. Приложение 1).
Воспитатель: Спасибо вам, дети. Вы молодцы. Я вам в группу дарю книгу для чтения, где мы найдём много интересных стихов.
3
Приложение 1
“Комарики – макарики” К. Бальмонт
Комарики – макарики
Комарики неумные,
Столпились в целый рой,
Повисли над водой.
Весёлая летуньица,
Касатка – щебетуньица,
Пропела комарам:
“Жужжать уж будет вам,
Любезные сударики,
Комарики – макарики,
Довольно вам летать” ,–
И стала их глотать.