Юртаева Алина Халимовна
Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма
▼ Скачать + Заказать документы
Мама, папа, бабушка, почитайте мне! - упрашивает ребенок пяти-шести лет. Почему же он не хочет или не умеет читать сам?
Родители часто задают вопрос – как научить ребенка читать и писать?
Письмо - это процесс перевода устной речи в буквенную модель, а чтение - процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом - заменять звук буквой. Осознанное различение звуков и букв, четкое понимание перехода от звучащей речи к буквенной записи происходит не сразу, но если ребенок хотя бы интуитивно не чувствует, что слова состоят из звуков, учить его грамоте трудно.
Публикация «Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Пяти - и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте, не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное - делать это правильно, играя. Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.
Фонематический анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, которая будет служить основой овладения грамотой.
Обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер: постоянное внимание к развитию речи, к осознанному чтению развивает мыслительные способности дошкольников.
За основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком. Отсюда – огромное внимание к выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.
В качестве единицы чтения берется слог – слияние согласного и гласного звуков.
В подготовке к звуко-слоговому анализу слов, который является залогом успешного овладения навыками чтения и письма, можно выделить несколько последовательных этапов:
1. Выделение первого гласного звука из начала слова.
Например: УТКА, УЛЕЙ, УСЫ, УТЮГ, УЛИТКА…
АИСТ, АНЯ, АСТРА, АЗБУКА, АВГУСТ…
ОЛЯ, ОСЫ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ОСЛИК…
2. Анализ и синтез обратных слогов типа: АТ, ОТ, УТ. В то же время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова.
Параллельно с подготовкой к звуко-слоговому анализу необходимо знакомить детей с понятиями СОГЛАСНЫЙ и ГЛАСНЫЙ звук. Наглядно, по артикуляции своей и на детях показать разницу в произнесении согласных и гласных. Гласные – широко открываем рот и поем, согласные – звук встречает преграду (губы, зубы, язык, затрачиваем усилия. Также дети должны знать различие между звуком – мы его слышим и произносим, и буквой – пишем, видим, читаем.
3. Подготовка к анализу слова – выделение ударного гласного из положения после согласного: МАК, СУП, СОК.
4. Анализ и синтез прямого слога типа МА.
Анализ и синтез слов типа РАК, ШАР, НОС, ТИР.
Какой 1й звук? Какой последний звук? Какой звук в середине?
Или: Какой 1й звук? Какой 2й звук? Какой 3й звук?
Сколько звуков в слове? Какое слово разобрали?
Сложнее: Назови в данном слове гласный звук. Назови согласные звуки.
5. Знакомство со слоговым анализом.
Слоговой анализ – следующий этап со звуковой стороной слова. Сам термин СЛОГ вводят несколько позже, на начальных порах говорят частичка слова. Необходимо объяснить ребенку, что слово может состоять из нескольких частей. Предлагаем детям вслушаться, как будут произноситься некоторые слова : не как всегда, а по слогам (частям) : НО-ГА, ВА-СЯ, МА-ШИ-НА…
Можно использовать одну и ту же картинку, называя ее по-разному и каждый раз определяя количество слогов в слове :
КОТ, КОТИК, КОТЕНОК, КОТЕНОЧЕК.
Какая 1я часть в этом слове? Какая 2я часть в этом слове? Сколько всего частей?
Выполняя эти упражнения в игровой форме, ребенок учится весело, интересно и успешно готовится к чтению и письму.