Наталья Яльцова
Звук [й], буква й.
▼ Скачать + Заказать документы
Звук (й, буква й.
Цель: автоматизация звука [й].
Задачи: учить определять позицию звука [й] в словах, синтезу и анализу обратных и прямых слогов, познакомить с буквой й;
развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление;
воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.
1. Организационный момент
Публикация «Звук [й], буква й,» размещена в разделах
Я попрошу сесть ребят, в чьих именах есть звук [ш], [д’], [л’], [м], [к], [т], [в], [н], [р], [л] (повторение).
2. Знакомство со звуком.
- Ребята, сегодня мы будем изучать новый звук. А какой – догадайтесь сами. Я позову к себе помощника, и он будет выполнять мои команды.
Логопед вызывает одного ребенка: «стой, бегай, пой, считай».
- Какие команды я давала? (Дети называют, логопед произносит, выделяя утрированно Й)
- Какой звук слышится на конце этих слов? (Й)
- Сегодня мы будем послушаем сказку о звуке [й] и будем с ним играть.
Выставляются семейки звуков.
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное
— й,й,й,й
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
— й, й, й
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия
Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— й,й й
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать -й й й. Слушал-слушал А, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу
И-краткий согласился, и они запели
— йА, йА, йА!
— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому
— Буду, — ответил тот, не задумываясь
И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ
— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О
— Пожалуйста.
— йО йО йО! — полилась новая песня.
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому
Следующая песня звучала так
-йЭ, йЭ, йэ'
Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ»
Опечалены были только И да Ы
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким но если я запою, его вообще никто не услышит мы же родственники
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У
Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий
Пели звуки много и дома, и на концертах
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках
Так с тех пор и повелось в русском языке
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,
• все остальные звуки — согласные,
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
3. «Путешествие».
А теперь мы с вами, ребята, отправимся в путешествие за буквой Й. Посмотрите, что мы возьмем с собой. Выставлены картинки, отбираем, называем (воробей, муравей, трамвай, ящик, индюк, ягоды, чайник, майка, рубашка, юла, лыжи, лодка).
А в путешествие, ребята, мы поедем на поезде. Буква прячется на дереве на звук [й]. Какое это дерево?
Назовите картинки. В названиях картинок звук [й] произносится в начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук [й] в начале слова. Во втором вагоне - слова, в которых звук [й] в середине слова. В третьем – слова, в которых звук [й] в конце слова, последний.
- Все поезд тронулся. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем.
4. Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Елочка».
Перед нами елочка: Показывают «елочку» : руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «елочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики» : ладошка — «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики» : так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведенными пальцами.
Звезды, человечки. Показывают «звезды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» — положение «ушки» вниз.
5. «Загадки Яги».
- Никуда вас не пущу, пока не отгадаете мои загадки:
• Белым снегом все одето, значит, наступила … (зима).
• Ночью каждое оконце слабо освещает … (луна).
• Под деревом 4 льва, один ушел, осталось … (один).
• Знает девочка любая, что морковка … (оранжевая).
• Мимо улья проходил косолапый … (медведь).
• Мышь считает дырки в сыре: 3+2- всего … (пять).
• Знаю прекрасно я, что облако … (белое).
• 3 елки выросли стеной в рощице березовой, знает каждый карапуз, их цвет, конечно… (зеленый).
- Ребята, давайте составим предложение про Бабу-Ягу, чтоб она нас отпустила.
6. «У елочки». Синтез и анализ слогов (ай, ой, уй, ий, эй).
- А вот и наша буква Й, а вместе с ней и гласные, давайте их подружим, какие слоги у нас получатся?
- А теперь давайте сочиним чистоговорку для Яги:
Ай-ай-ай- ты Яга нас не пугай.
Ой-ой-ой- будем мы дружить с Ягой.
Эй-эй-эй-- отпусти нас поскорей.
6. Знакомство с буквой й.
- А теперь мы вместе с буквой й отправляемся в детский сад:
Дети прослушивают стихотворение:
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
Чтобы И не спутать с И,
Сверху галочку пиши.
Е. Тарлапан
Выкладывание буквы из элементов.
7. Подведение итогов.
- С каким звуком мы играли сегодня?
- Что вам понравилось делать на занятии?