Папки-передвижки

Звук [й], буква й.

Наталья Яльцова
Звук [й], буква й.
▼ Скачать + Заказать документы

Звук (й, буква й.

Цель: автоматизация звука [й].

Задачи: учить определять позицию звука [й] в словах, синтезу и анализу обратных и прямых слогов, познакомить с буквой й;

развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление;

воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.

1. Организационный момент

Публикация «Звук [й], буква й,» размещена в разделах

Я попрошу сесть ребят, в чьих именах есть звук [ш], [д’], [л’], [м], [к], [т], [в], [н], [р], [л] (повторение).

2. Знакомство со звуком.

- Ребята, сегодня мы будем изучать новый звук. А какой – догадайтесь сами. Я позову к себе помощника, и он будет выполнять мои команды.

Логопед вызывает одного ребенка: «стой, бегай, пой, считай».

- Какие команды я давала? (Дети называют, логопед произносит, выделяя утрированно Й)

- Какой звук слышится на конце этих слов? (Й)

- Сегодня мы будем послушаем сказку о звуке [й] и будем с ним играть.

Выставляются семейки звуков.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное

— й,й,й,й

Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит

— й, й, й

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.

Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.

Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия

Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.

— й,й й

Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать -й й й. Слушал-слушал А, да и говорит:

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу

И-краткий согласился, и они запели

— йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому

— Буду, — ответил тот, не задумываясь

И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О

— Пожалуйста.

— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому

Следующая песня звучала так

-йЭ, йЭ, йэ'

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ»

Опечалены были только И да Ы

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким но если я запою, его вообще никто не услышит мы же родственники

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы

Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У

Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий

Пели звуки много и дома, и на концертах

Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой

Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках

Так с тех пор и повелось в русском языке

• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

• все остальные звуки — согласные,

• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

• твердые согласные — синими.

3. «Путешествие».

А теперь мы с вами, ребята, отправимся в путешествие за буквой Й. Посмотрите, что мы возьмем с собой. Выставлены картинки, отбираем, называем (воробей, муравей, трамвай, ящик, индюк, ягоды, чайник, майка, рубашка, юла, лыжи, лодка).

А в путешествие, ребята, мы поедем на поезде. Буква прячется на дереве на звук [й]. Какое это дерево?

Назовите картинки. В названиях картинок звук [й] произносится в начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук [й] в начале слова. Во втором вагоне - слова, в которых звук [й] в середине слова. В третьем – слова, в которых звук [й] в конце слова, последний.

- Все поезд тронулся. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем.

4. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Елочка».

Перед нами елочка: Показывают «елочку» : руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики» : ладошка — «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики» : так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведенными пальцами.

Звезды, человечки. Показывают «звезды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» — положение «ушки» вниз.

5. «Загадки Яги».

- Никуда вас не пущу, пока не отгадаете мои загадки:

• Белым снегом все одето, значит, наступила … (зима).

• Ночью каждое оконце слабо освещает … (луна).

• Под деревом 4 льва, один ушел, осталось … (один).

• Знает девочка любая, что морковка … (оранжевая).

• Мимо улья проходил косолапый … (медведь).

Мышь считает дырки в сыре: 3+2- всего … (пять).

• Знаю прекрасно я, что облако … (белое).

• 3 елки выросли стеной в рощице березовой, знает каждый карапуз, их цвет, конечно… (зеленый).

- Ребята, давайте составим предложение про Бабу-Ягу, чтоб она нас отпустила.

6. «У елочки». Синтез и анализ слогов (ай, ой, уй, ий, эй).

- А вот и наша буква Й, а вместе с ней и гласные, давайте их подружим, какие слоги у нас получатся?

- А теперь давайте сочиним чистоговорку для Яги:

Ай-ай-ай- ты Яга нас не пугай.

Ой-ой-ой- будем мы дружить с Ягой.

Эй-эй-эй-- отпусти нас поскорей.

6. Знакомство с буквой й.

- А теперь мы вместе с буквой й отправляемся в детский сад:

Дети прослушивают стихотворение:

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Чтобы И не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

Е. Тарлапан

Выкладывание буквы из элементов.

7. Подведение итогов.

- С каким звуком мы играли сегодня?

- Что вам понравилось делать на занятии?

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИДанный материал является.

Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звук [й], буква й.
Опубликовано: 18 февраля 2012 в 17:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звук [й], буква й.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Яльцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД