Наталья Афанасьева
Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука [Ф]
▼ Скачать +Заказ
Цель: обучение детей правильной артикуляции звука «Ф».
Образовательная задача: формирование отчетливого и правильного произношения изолированного звука «Ф» у детей, а также произношения звука «Ф» в сочетании с гласными в открытых слогах и с согласными в звукоподражательных словах.
Развивающие задачи:
- Развитие диалогической речи.
-Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, зрительного внимания.
Публикация «Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука [Ф]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- Развитие физиологического дыхания; умения создавать на выдохе направленную воздушную струю; развитие артикуляционной моторики.
Воспитательные задачи:
-Формирование навыков сотрудничества, исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.
- Воспитание заботливого отношения к животным.
Методы и приемы:
-Сюрпризный момент;
-рассказывание сказки с использованием наглядности на фланелеграфе;
-художественное слово (короткие стихотворения, знакомые детям и новые, загадки);
-артикуляционная гимнастика, показ воспитателем правильного произнесения нового звука;
-подвижные игры;
-игры подражательного характера;
-дидактические игры:
Д/и «Кто как кричит». Цель: закреплять у детей низкого уровня правильное произнесение гласных звуков в открытых и закрытых слогах.
Д/и «Заводные ежики». Цель: упражнять детей среднего и низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука «Ф», развивать речевое дыхание, умение произносить звук «Ф» долго и непрерывно или отрывисто, в зависимости от замысла ребенка.
Д/и «Ежик, хочешь молока?». Цель: упражнять детей низкого уровня в правильном произнесении изолированного звука Ф». Развивать умение действовать в игре в соответствии с ролью, развивать игровые навыки ребенка. Развивать внимание, выдержку. Воспитывать интерес к занятию.
Д/и «Кошка, хочешь молока?». Цель: упражнять детей среднего и высокого уровня в правильной артикуляции звука Ф» в звукоподражаниях, развивать умение инсценировать короткое стихотворение диалогического характера, передавать настроение персонажа.
Оборудование:.фланелеграф и набор фигур для показа сказки, маска кошки.
Предварительная работа
Занятия по теме НОД «Дикие животные». «Домашние животные», рассматривание картины «Ежи», рассказывание по картине «Ежи», чтение стихотворений о ежах, заучивание чистоговорок, д/и «Кто где живет».
Ход занятия:
Восп. Ребята, за окном прекрасная погода, тепло. Светит солнце. Скоро лето, и вы поедете к бабушке, дедушке в гости. А хотите сейчас поехать в гости к бабушке и дедушке?
Ответы детей: Да!
Восп. :Поехали!
Дети выстраиваются «паровозиком», идут и ритмично повторяют за воспитателем слова игры:
Паровоз гудит: «Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!
А колеса стучат, А колеса говорят:
«Тук-тук, так-так,
Чуф-чуф, чуф-чуф,
Ш-ш-ш, у-у-у!». Слова дети должны проговаривать на выдохе, дыхание переводить после каждой строчки.
Дети останавливаются перед фланелеграфом, на котором изображения деревенского домика, елочки, дедушки и бабушки, рассаживаются на стульчики.
Восп. Приехали!А вот и домик дедушки и бабушки, да вот и они сами нас встречают. Садитесь и послушайте, какая с ними история случилась.
Рассказывание сказки с пом. фланелеграфа.
Д\и «Кто как кричит».
- На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили-были дед да баба. И были у них…Кто у них были? Собачка (поставить изображение собаки). Как она кричит?
Дети отвечают: Тяф-тяф-тяф!
-Курочка (поставить изображение). Как она кричит?
Дети отвечают: Ко-ко-ко!
Восп. Обрацает внимание на произнесение открытого слога со звуком (О, дать указание: «Ротик открыт, как окошечко».
-У курочки были цыплята. Как они кричат? Голосок у цыплят тонкий, слабый. Какой?
Дети отвечают: «ПИ-пи-пи!»
Восп. :Кошка. Как она кричала?
Дети отвечают: «Мяу, мур-мур.
Восп. Сложим губки дудочкой, как у меня (показ для четкой артикуляции звука (У). Молодцы!
Артикуляционная гимнастика
1. Как ваши губки хорошо поработали. Теперь они улыбнутся (упражнение «Улыбка»)
2. А теперь зубки тихонько покусают нижнюю губку.
3. Теперь сделаем «заборчик» на нижней губе (упражнение «Заборчик»)
Восп. : Молодцы. А недалеко от избушки, в лесочке, под кусточком жил вот кто:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
- Кто это?
Дети отвечают: Ежик!
Восп. Помещает изображение семейства ежей на фланелеграф.
-Правильно. В лесочке, недалеко от дома дедушки и бабушки жили три ежа. Звали их Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (Дети повторяют). Ежики гуляли по лесным тропинкам и пели песенки.
Показ произношения нового звука «Ф». Восп. Показывает демонстрирует правильное произношение звука «Ф» и имитирует, будто изо рта вытягивает воображаемую длинную ниточку.
-Мой язычок знает песенку ежа. Вот слушайте. Мои зубки сделали «заборчик» на нижней губе и я произношу на выдохе «Ф-ф-ф». Я произношу долго, «вытягиваю ниточку» : «Ф-ф-ф». Вот такая длинная ниточка! А ваши язычки могут петь такую песенку ежа? Вместе с вами споем длинную песенку ежа и вытянем такую длинную ниточку.
Упражнение в произношении протяжного звука «Ф» - «вытягиваем длинную ниточку».
-Молодцы. Мы научились петь длинную песенку ежа. А у ежиков есть еще и такая песенка.
Воспитатель произносит звук «Ф» на одном дыхании толчками.
-Теперь вместе споем такую песенку.
-А сейчас я достану ключик и мы поиграем в игру «Заводные ежики».
Восп. Вызывает 4 детей, «заводит их ключиком», и дети имитируют пыхтение ежика, прерывисто произнося на выдохе звук «Ф».
Физкультминутка
-А теперь мы все будем ежиками, и пойдем гулять по лесу.
Подвижная игра «Ежики»
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик,
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Дети имитируют движения ежика: согнувшись, свесив расслабленные руки, наклоняются, ищут ягодки, яблочки. Восп. задает игровые ситуации:
*Ежик идет далеко, его еле слышно.
*Ежик подошел близко, он громко топает и фырчит.
*Ежик нашел яблоко, обрадовался, зафырчал громко и быстро.
*Ежик напугался шума, свернулся в клубок.
-Погуляли наши ежики и вернулись к себе домой, на стульчики.
Восп. Дед и баба ежиков любили, молочком поили. И мы ежиков молочком угостим.
Д/и «Ежик, хочешь молочка?». Если Ежик «хочет молочка», он радостно фыркает, если нет – отворачивается.
- Ежик, хочешь молочка?
Д/и «Кошка, хочешь молока?»
-Ребята, а какое животное еще любит молоко? (Кошка).
-Давайте мы кошечку угостим.
Восп. С несколькими детьми проводит игру по тексту детского стихотворения:
-Киска, хочешь молока?
-Мяу!
-А в приятели щенка?
-Ф-рр!
Инсценировка стихотворения Б. Заходера «Кискино горе». Выходит ребенок, исполняющий роль кошечки.
-Ребята, посмотрите, кошечка наша такая печальная. Что же случилось? Давайте спросим.
Упражнение в формулировании вопроса и произнесении его с вопросительной интонацией.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Перед ребенком ставится задача прочесть стихотворение выразительно, передать чувства кошечки, ее настроение.
Восп. : Надо киску пожалеть. Что мы ей скажем в утешение?
Дети «утешают кошечку».
Работа на фланелеграфе.
Восп. : Кошечка обиделась на дедушку и бабушку и ушла. А им без кошечки плохо. Пробрались в дом мыши. Они разгуливали по дому и грызли все подряд. Решили дед и баба позвать ежей. Пусть прогонят мышей.
-Кого решили позвать дед и баба?
-Зачем ежи нужны?
-И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук, за ним Фок, позади Фэк.
–Кто идет впереди?
-Кто за ним?
-Кто сзади?
-Идут ежи друг за другом, песенку поют:
По тропинке мы идем
Фук, Фок, Фэк.
К деду с бабушкой идем
Фук, Фок, Фэк.
К деду с бабушкой идем
Фук,Фок, Фэк,
И тихонечко поем -
Фук, Фок, Фэк.
Дети подпевают песенку ежей, проговаривая слова со звуком «Ф».
Восп. : Прогнали ежи мышей и отправились в обратный путь, только пели они уже радостно, громко. Дети маршируют под песенку героев, громко проговаривая слова.
По тропинке мы идем
Фук, Фок, Фэк!
К деду с бабушкой идем
Фук, Фок, Фэк!.
К деду с бабушкой идем
Фук,Фок, Фэк!
Громко песенку поем -
Фук, Фок, Фэк!
Заключительная часть занятия. Рефлексия.
Вот такая история произошла у дедушки и бабушки. Понравилась вам сказка? О ком она была? Как ежи пели песенку? Какие вы молодцы!
А теперь нам домой пора. На чем мы поедем? Занятие завершается игрой по выбору детей.