Ольга Мухина
Конспект занятия по изучению механизмов «Зубчатая передача»
▼ Скачать + Заказать документы
Зубчатая передача.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! сегодня мы продолжаем изучать работу механизмов. Скажите, что такое механизмы?
Ответы детей.
Воспитатель: Механизмы — это устройства, которые облегчают работу человека и выполняют то, что нам самим сделать трудно или даже невозможно. Как вы думаете, где встречается в жизни человека механизмы?
Ответы детей: В часах, телевизоре и д р.
Публикация «Конспект занятия по изучению механизмов „Зубчатая передача“» размещена в разделах
Воспитатель: Механизмы могут встречаются повсюду, в пылесосе, телевизоре, в автомобилях, в бытовых приборах. Механизмы могут быть простыми и сложными. Давайте с вами вспомним, какие первые механизмы вы знаете?
Дети: Рычаги, блоки, колесо.
Воспитатель: Правильно. Простые механизмы могут быть использованы как часть более сложных устройств. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: часы.
Воспитатель: Какие часы вы знаете?
Дети: настенные, будильник, наручные часы.
Воспитатель: Существуют много видов разных часов, например: солнечные часы, водяные, песочные, электронные которые работают от сети или батарейки у эл. часов нет механизма.
Часы, которые я вам принесла, называются механические. В нутрии них тоже есть механизм. А для чего механическим часам нужен механизм?
Дети: Для того, чтобы они работали, в них крутились часовые стрелки.
Воспитатель: Давайте заглянем внутрь часов. Что вы видите?
Дети: Ответы детей (колеса, шестеренки.)
Воспитатель: Верно, посмотрите на экран. Перед вами детали часового механизма. (дети рассматривают принцип работы часового механизма). Вы обратили внимание, какие детали приводят часовой механизм в движение?
Дети: Колеса.
Воспитатель: Не совсем верно. Самые важные детали часового механизма похожие на колеса, они не простые.
Перед вами два колеса. Чем они отличаются друг от друга? (у одного есть зубчики, у другого нет). Верно. Колесо, у которого есть зубчики называется «зубчатое колесо». В народе его называют шестерёнка, которая находиться не только в часовом механизме, но и во многих других механизмах.
У шестеренки есть своя история. (шестеренки разных видов)
Воспитатель: Жила-была шестеренка. Любила эта шестеренка быстро вращаться. Но одной ей было очень скучно. Однажды шестеренкой заинтересовался инженер-исследователь. Посмотрел он на шестеренку и решил познакомить ее с похожими шестеренками, маленькими и большими, и использовать их в различных механизмах, чтобы приносили они пользу людям. Щестеренка очень обрадовалась, ведь теперь у нее было много братиков и сестренок, это было здорово, весело.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках две шестеренки. Чем они похожи? (у них есть зубчики) Чем же они отличаются? (они разного цвета, размера, у них разное количество зубчиков).
Воспитатель: Посмотрите, как происходит механизм движения шестеренок. Если одна шестерёнка будет дружить с другой шестеренкой, например, как мы здороваемся с друзьями при встрече, жмем друг другу руки, так и шестеренки, сцепляясь зубчиками друг с другом создают зубчатую передачу движений. А теперь давайте посмотрим, что такое зубчатая передача, на примере детской механической площадки (показ) Такой простой механизм называется «зубчатая передача движений».
Воспитатель: А теперь (имя ребенка) попробуй сам привести механизм в движение. (ребенок самостоятельно приводит механизм в движение).
Воспитатель: Вот какие дружные шестеренки. Давайте с ними немного поиграем.
Физкультминутка:
Шестеренки в руки взяли, как качели покачали
Влево вправо поворот, а потом наоборот
А теперь соединили и немного покрутили
Влево вправо поворот, а потом наоборот
Вверх подняли, опустили и опять соединили
Влево вправо поворот, а потом наоборот
Воспитатель: Немного отдохнули. А сейчас я предлагаю, вам самим стать изобретателями и сконструировать замечательную игрушку, которая может долго крутится, на одной ножке. Кто догадался, о какой игрушке идет речь?
Дети: Волчок, юла.
Воспитатель: Да! Верно! Но мы будем конструировать не простой волчок, а механический. Волчок будет, состоят из зубчатых колес (шестеренок) и оси. Приводить волчок в движение будем при помощи спускового механизма.
Проходите на свои рабочие места. Вам нужно собрать 2 волчка и пусковой механизм. Внимательно изучите инструкцию и приступайте к работе. (Дети выполняют сборку по инструкции).
Воспитатель: Какие замечательные механические волчки у вас получились. Давайте их испытаем. Волчок нужно раскрутить на ровной поверхности с помощью пальцев (дети крутят волчки) Молодцы! Ваши руки сейчас служили двигателем для того, чтобы привести волчок в движение.
Рефлексия:
Ребята, с каким простым механизмом, вы сегодня познакомились? («зубчатая передача движения»?
Из каких деталей состоит простой механизм «зубчатая передача движений»? (зубчатое колесо (шестеренка, оси, рычага)
Что такое зубчатая передача? (часть механизма, состоящая их зубчатых колес, шестеренок и которые сцепляются друг с другом происходит процесс движения).
Какое колесо называется ведущее, а какое (ведомое?
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Я хочу вас поблагодарить, мне было интересно с вами конструировать и проводить испытания. А вам было интересно? До свидания!