Лилия Кравец
План-конспект «Рисование шара, передача объёма»
План – конспект на тему : «Рисование шара, передача объёма»
Тип занятия: Урок изучения нового материала.
Вид занятия: изображение на плоскости
Цель занятия: дать представление о светотени, как средстве выявления объема шара и научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке углём.
(блик, свет, полутень, тень, рефлекс);
Публикация «План-конспект „Рисование шара, передача объёма“» размещена в разделах
Задачи занятия:
Образовательные:
1. рассказать о влиянии направления источника освещения на изображения объема
2. познакомить с графическими терминами
3. учить выполнять тональную проработку шара в соответствии с законами построения светотени углём;
Развивающие:
Развиватьу детей фантазию, эстетическое восприятие окружающей действительности, формирование художественного вкуса;
Воспитательные:
Воспитывать у детей аккуратность и прилежание при выполнении графических работ;
План занятия :
1. Организационный момент….1 мин.
2. Сообщение темы занятия…. … 1 мин.
3. Сообщение теоретических сведений … 1мин
4. Объяснение нового материала …. 2 мин.
5. Закрепление полученных знаний… 5 мин.
6. Практическая часть….… 15 мин.
7. Рефлексия …. 3мин.
8. Домашнее задание… 1 мин.
9. Уборка рабочего места… 1мин.
Оборудование:
1. Аудитория - кабинет.
2. 6 мальбертов
3. 6 табуретов
4. 6 стульев
5. Бумага формата А-4
6. Уголь
7. Ластик
8. Влажные салфетки
Методическое обеспечение:
1. Постановка из гипсового шара с боковым освещением,
2. Драпировка
3. таблицы с этапами выполнения светотени
4. игра мозаика «сделай шар объёмным»
5. образец педагогического рисунка.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Подготовка к занятию
Приветствие. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых скотчем закреплена бумага формата А-4 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлен уголь, ластик, влажная салфетка.
2. Сообщение темы занятия
Педагог: «Ребята, вы уже умеете рисовать многие предметы, но не всегда на ваши рисунки выглядят выразительными и объемными. Как вы думаете, почему?»
(Предположения детей)
Педагог: «В изобразительном искусстве освещение предмета, тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы узнаем, как с помощью освещения, на шар ложатся тени, показывая его объём».
3. Сообщение теоретических сведений
Педагог: «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.
Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство.
4. Объяснение нового материала
Педагог: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется светотень».
Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.
Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко в натюрморте.
Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.
блик — отражение источника света;
свет — поверхность, освещённая источником света;
полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.
тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, имеющую тональную градацию близкую к полутени.
Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т. е. градацию темного.
Задача художника – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.
5. Закрепление материала
Давайте попробуем разобраться вместе. Поиграем в игру «Сделай шар объёмным». Приглашаются 2 ребенка.
Одному предлагается выставить свет, другому расставить детали разные по тону, в соответствии с порядком распределения света. Задание выполнено. Участники меняются. Теперь другой ребенок ставить свет, а тот, кто ставил свет, расставляет детали. Молодцы!
Сейчас прошу подойти ко мне, я напомню вам, как работать углём.
Показ педагога.
1. рисуем окружности на листе бумаги.
2. размечаем области блика, света, полутени, тени, рефлекса.
2. светотень наносим слоями.
6. Практическая часть
А сейчас послушайте задание. Я предлагаю вам нарисовать несколько объёмных шаров. После того как вы справитесь с распределением на них светотени, пофантазируйте и дорисуйте из них композицию.
Занимайте свои места. Можно приступать к выполнению задания.
7. Рефлексия
Время на выполнения практического задания подошло к концу. Прошу всех пройти на выставку получившихся работ. Давайте вспомним названия графических терминов.
Педагог: Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа какой прием используют художники? (светотень)
Педагог: Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс)
Педагог: Какой самый светлый элемент? (блик)
Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)
Педагог: Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, имеющее градацию светотени)
Коллективно с детьми подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на передачу светотени и композиционное решение. В ходе анализа детям задаются вопросы:
Удалось ли передать объём? Во что превратились шары? Как называется работа? Молодцы вы все хорошо справились.
9. Домашнее задание
Домашним заданием для вас будет выучить определения графических терминов. (Раздаю определения терминов.)
10. Уборка рабочего места
Самоанализ