Анастасия Гоглова
Конспект занятия «Знакомьтесь: Кроноцкий заповедник»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ 1.
ЗНАКОМЬТЕСЬ : КРОНОЦКИЙ ЗАПОВЕДНИК
Цели: Познакомить детей с понятием «заповедник».
Задачи:
Образовательные: Информировать их о том, какие существуют заповедники; объяснить детям необходимость создания заповедников.
Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности детей, умению рассуждать и сопереживать.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия „Знакомьтесь: Кроноцкий заповедник“» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое, нравственно-патриотическое, физическое развитие.
Методы и приемы: рассказ, беседа, показ мультимедия.
Оборудование: фломастеры или цветные карандаши, копии раскрасок (рис. 1) по количеству участников занятия, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по особой земле.
Называется она – Кроноцкий заповедник. День за днем мы будем проходить через горы и долины, реки и озера, леса и тундры. Будем знакомиться с заповедными животными и растениями, встречающимися нам на пути. Узнаем, какие люди работают в заповеднике.
Но для начала давайте уточним, что же такое заповедник? (Слайд 2)
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Заповедники – это такие участки леса, или тундры, или гор, где природа охраняется от злых людей.
Воспитатель: Что именно охраняется в заповеднике?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: В заповеднике охраняется все, что находится на данной территории. Охраняется все живое и неживое: животные, растения, реки, озера, камни и т. д.
А какие бывают заповедники?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Заповедники бывают разные, например: музеи-заповедники (в музее- заповеднике А. С. Пушкина охраняются места, где жил и работал вели- кий русский поэт) (Слайд 3) или природные (в которых охраняются при- родные комплексы). (Слайд 4)
В России более 100 природных заповедников. (Слайд 5)
В Камчатском крае находятся три из них – это «Кроноцкий», «Коряк- ский» и «Командорский». (Слайд 6)
Мы с вами отправимся в путешествие по Кроноцкому заповеднику, и помогут нам в этом его обитатели.
Воспитатель: Чтобы попасть в заповедник мы превратимся в евражек, давайте встанем, покрутимся во круг себя и скажем «Крибле-крабле-бумс»
История первая: «Жил был соболь…»3 (Слайд 7)
Жил да был соболь в заповеднике. Дом его был в тайге, в уютной норе под раскидистой лиственницей. Семьи пока не было, и любил он пробежаться беззаботно по земле, кувыркаясь и подпрыгивая, на ходу высматривая и вынюхивая: не видно ли где полевки или, на худой конец, землеройки? Не притаилась ли где-нибудь глухарка в своем гнезде? Почуяв полевку, иногда сидел в засаде, но недолго: по молодости у него терпения не хватало. Впрочем, и без мяса тоже не страдал – маленькие полевки как будто сами просились в рот. Иной раз на дерево заскакивал, догоняя белку – чаще всего, безуспешно. Но от этого он не расстраивался. Летом и особенно осенью еды было много кругом! Он ловил рыбу в быстром ручье, ел бруснику и голубику на мшаниках, срывал рябину с кустов и был доволен жизнью. Запасов соболь не делал.
Наступила зима. (Слайд 8) Теплая шуба грела неплохо, но все равно не очень-то хотелось на мороз. Соболь все больше сидел дома, выскакивая наружу только поужинать5. (Слайды 9,10)
Голода не было: он обнаружил, что ни полевки, ни белки зимой не спят, а значит, поймать их можно! Давайте сейчас поиграем с нашими глазками.
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
И так безбедно тянулось время до весны. (Слайды 11,12)
А потом соболь начал испытывать какое-то смутное беспокойство.
Ему казалось, что где-то далеко есть более интересная жизнь: другие звери, приключения, опасности. К тому же он еще никогда не видел людей, но уже был наслышан о них. Хотелось ему на них посмотреть.
Неизвестно, решился бы соболь когда-нибудь покинуть заповедник, но тут случилось ЧП. В начале лета с вершины большой горы на тайгу начала выливаться расплавленная, пышущая жаром лава. (Слайд 13)
Там, где она текла, не оставалось ничего живого. Пламенем пылали деревья, бесследно исчезали птичьи гнезда и муравейники. Звери стали разбегаться в разные стороны.
И наш соболь тоже стал убегать от опасности и оказался в чужих краях. Как потом выяснилось, за границей заповедника. Пока он бежал, захватывало дух от страха, ему казалось, что сейчас на голову упадет горящее дерево. Но когда он остановился и немного отдохнул, то пришел в восторг от новизны окружающих мест. (Слайд 14)
Тут были какие-то низкорослые леса с приятным запахом хвои, на некоторых ветках еще висели прошлогодние шишки, замечательные орешки сразу пришлись ему по вкусу. Зазывно пели неизвестные ему птицы. Два дня соболь ел и спал, где придется.
Игра «Оленя дом большой»
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)
На третий день он проснулся от страшных звуков, сотрясающих небо и землю. Это были люди, охотники с ружьями. Соболь, живший до этого только в заповеднике, не мог себе представить, что бывает ТАКОЕ! Трое людей с ружьями догоняли медведя, еще один выстрелил прямо в голову дрожащей белке. А самый молодой из охотников, хохоча, ради забавы стрелял в небо! Нет, не так соболь представлял себе приключения…
Соболю стало страшно, и он снова побежал. (Слайд 15)
Впереди была узкая ровная дорога. Бежать по ней было легче, чем по кедрачу, и соболь устремился вперед. Вскоре с ним произошла настоящая беда: соболь сильно поранил переднюю лапу, наступив на что-то острое. Это была не то консервная банка, не то разбитая бутылка. Опять дела человека понял он, спрятавшись в кустах, чтобы зализать раненую лапу.
Кровь долго не останавливалась. Пришлось провести в кедраче у до- роги несколько дней. Много нехорошего за это время увидел тут соболь. Приходили другие люди, снова стреляли, громко переговаривались, по- том развели огромный костер. Устраиваясь на ночь, стали рубить кедрач себе на подстилки, пили какую-то жидкость, от которой начинали еще громче разговаривать и петь песни… Когда они уехали, соболь поковылял на место их стоянки посмотреть, не осталось ли какой-нибудь еды. Еды не было, только все кусты в окрестностях были завалены какими-то стаканчиками, пакетами, бутылками с отвратительным пластмассовым запахом. А костер, оставленный людьми, продолжал тлеть, и интуиция подсказала соболю: без лесного пожара тут не обойдется.
Оставаться там дальше было нельзя. Собрав все силы, голодный и больной, побрел соболь в сторону родного заповедника. Он был так рад, что каким-то образом находит дорогу! Он все шел и шел и вдруг по воцарившейся тишине понял: он уже в заповеднике. Не было никаких ночных голосов, кроме отдаленного кукования кукушки, не было запахов горелой пластмассы. Лесной пожар, вызванный извержением лавы, благополучно закончился, все звери вернулись назад. И соболь нашел свой дом в целости и сохранности.
Перед сном он долго размышлял: ну почему так? (Слайд 16)
Почему встреча с людьми, о которой он мечтал, вышла такой безра- достной? Неужели людям не нужны звери? Неужели только в заповеднике, где нет людей, зверь может чувствовать себя как дома?
Так думал молодой соболь поздней летней ночью в своем доме в Кро- ноцком заповеднике. А ведь он даже не знал, что есть такие люди, которые как раз в первую очередь думают о том, чтобы зверям было хорошо. Соболь не ведал, что он – символ Кроноцкого заповедника, что много лет назад заповедник был создан для того, чтобы спасти его пра-пра-пра- прадедушку.
О том, как был создан Кроноцкий заповедник, мы узнаем в следующий раз. А теперь давайте повторим то, что мы сегодня узнали.
Рефлексия:
Что такое заповедник?
Что охраняется в заповеднике?
Какие бывают заповедники?
Как называется заповедник, в котором жил соболь из сказки?
Где находится Кроноцкий заповедник?
В заключение детям предлагается раскрасить соболя из сказки.