Марина Сушкова
Знакомство старших дошкольников с культурой других народов
▼ Скачать
Тема: «Знакомство старших дошкольников с культурой других народов».
Патриотическое, поликультурное воспитание не передается по наследству, в каждом поколении детей его надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности ребенка приведет к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. А из-за этого, как считает отечественный исследователь Л. Боровиков, «могут возникнуть достаточно быстро кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма»- тенденции судить о других культурах только по своим национально-ориентированным стандартам».
Публикация «Знакомство старших дошкольников с культурой других народов» размещена в разделах
Практика показывает, что поликультурное воспитание неразрывно связано с образованием, которое включает в себя знания:
а) материальной культуры :
*основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
*национальные кушанья;
*транспортные средства;
*орудия труда;
*труд с учетом его специфики;
б) духовной культуры :
*народные обычаи, обряды, праздники;
*язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
*искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);
в) нормативной, поведенческой культуры :
*общечеловеческие нравственные качества;
*правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
Эти знания способствуют формированию у детей начальных представлений о том, что объединяет людей разных национальностей: общий труд, стремление к миру, любовь к Родине, нравственные качества, культурные традиции.
Даю эти знания в следующей последовательности:
а) ознакомление детей с национальными особенностями своего народа, его обычаями, культурой;
б) ознакомление детей с людьми ближнего национального окружения;
в) сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов.
Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности, а затем продолжается через знакомство с культурой, бытом, традициями других суверенных народов.
Начиная со старшей группы, ввожу в практику работы занятия из блока «Край Родной», на котором знакомлю детей с прошлым и настоящим нашего города, с природой своего края, особенностями быта и трудом людей своего города, своей страны, соседними государствами. Стараюсь построить работу с детьми так, чтобы каждый воспитанник проникся гордостью за свой родной край, почувствовал себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Не забываю подчеркивать, каким бы особым ни был родной край, он является лишь частью нашей огромной страны. И в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для нашего государства. Формирую представления и обогащаю знания детей о названии нашей страны, ее столице и флаге, обращаю внимание на его цвета и их значение.
Уделяю особое внимание творчеству русского народа : читаем русские народные сказки, поем народные песни, учим мудрые народные пословицы и поговорки, рассматриваем изделия народных промыслов, подчеркивая национальные особенности и художественное оформление. Считаю народное творчество источником положительного влияния на формирование личности ребенка, именно в нем он приобретает, развивает, черпает свою мудрость и рассудительность. Оно учит его быть отзывчивым, справедливым, терпимым и по-доброму относится к окружающим.
Литературные произведения такие, как О. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Э. Шима «Цветы», Н. Емельяновой и В. Челинцовой «Окся-труженица» и т. д., помогают лучше познакомит детей с жизнью детей сверстников из суверенных государств. После чтения обязательно провожу беседы, цель которых закрепить представления и знания дошкольников о том, что наша Родина многонациональна, показать, что дети разных национальностей живут,так же как и они. В дальнейшем, по прочитанным произведениям, провожу сюжетно- ролевые игры, драматизации, что способствует лучшему усвоению детьми содержания произведения, углублению возникшего при его прочтении чувства симпатии к тем ребятам, о которых шла речь. Продолжаю и в общении, и в труде, и в играх, и в быту, и на занятии знакомить детей с культурой людей разных национальностей.
В подготовительной группе расширяю представления дошкольников о нашей родине. Дети уже знают, что наша страна называется Россия, она огромна и многонациональна, каждая национальность имеет свой язык, обычаи, свои сказки, танцы, игры, народные промыслы. Столица России – город Москва. Зная российский флаг, дети знакомятся с гербом, мелодией гимна. Продолжается знакомство и с другими суверенными государствами, нашими соседями. Учитывая, что в нашей группе есть дети армянской и грузинской национальностей, считаю целесообразным знакомить ребят с государствами Закавказья: «Россия – Армения», «Путешествие по горной Грузии», «Солнечный Азербайджан». Подбор доступного познавательного материала, с учетом возрастных особенностей детей, дает возможность больше узнать об этих государствах и труде живущих в них людей. Особую роль отвожу играм, так как они являются действенным способом сближения детей разных национальностей на основе общих познавательных интересов.
Как и в старшей группе провожу занятия по ознакомлению с художественной литературой, например, знакомим с рассказом А. Ивича «Про чай», Д. Лучича «Четыре девочки», И. Мирмухсина «Слива и урюк», где рассказывается о людях разных национальностей, с последующими играми, драматизациями и самостоятельной художественной деятельностью.
Средствами знакомства с культурой других народов являются различные праздники, литературные утренники. С детьми 6 – 7 лет часто провожу беседы, которые помогают подвести их к самостоятельному обобщению усвоенных знаний и представлений. Беседуя с ребятами, обязательно подчеркиваем характерные особенности каждой страны и чувство симпатии одного народа к другому. Одновременно объясняю, что многое нас объединяет.
Так, в годы Отечественной войны все народы нашей многонациональной страны защищали Родину от фашизма. Рассказы о героях войны помогают детям понять, как проявляется истинное братство народов. Наверно, волнующий и незабываемый эпизод прошедшей войны – бессмертный подвиг А. Матросова, который повторили 170 советских воинов. Среди них украинцы А. Шевченко, А. Герасименко, узбек Т. Эрдигитов, удмурт Е. Куликов и др.
При раскрытии этой темы опираюсь на краеведческий материал.
Некоторые города, многие улицы, площади носят имена людей разных национальностей, отдавших жизнь за Родину. Использую в своей работе те факты, которые наиболее доступны вниманию детей и вызывают у них эмоциональный отклик. Например, рассказы взрослых об орденах и медалях, полученные членами семьи (прадедушкой, прабабушкой, дядей и т. д.) за проявленную отвагу в годы войны, а так же боевые истории из уст самих ветеранов войны и тыла.
Полезно детям чтение таких литературных произведений, как С. Михалков «Быль», Л. Кассиля «Богатыри», А. Митяева «Землянка», А. Твардовский «Василий Теркин», они позволяют глубже раскрывать образ героя – защитника, его человечески качества: обаяние, простоту, непобедимую народную силу. Всеми вместе была завоевана эта великая победа.
Знакомство с культурой людей разных национальностей происходит в процессе ознакомления детей со сказками разных народов. Я не только читаю их вместе с детьми, но и разыгрываем сказки и эпизоды из них с помощью «заместителей». Пересказываем содержание произведения по мнемосхемам, иногда придумываем новые повороты сюжета знакомой сказки. Сравниваем сказки разных национальностей, находим сходства и различия в них, играем с детьми по их сюжетам. Это позволяет лучше усвоить их содержание, понять основную мысль, развивать у детей психические процессы.
Активно использую дидактические игры: «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы – как одна семья, хотя язык их разный…». Это способствует лучшему усвоению знаний о культуре и устном народном творчестве людей разных национальностей.
Таким образом, мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с культурой других народов, воспитываем у них чувство толерантности и уважения к ним.