Анастасия Зубричева
Знакомство со структурой физкультурного занятия
▼ Скачать + Заказать документы
(работа с молодым специалистом)
Знакомство со структурой занятий.
Доступность содержания занятий по физической культуре определяется программным материалом, подобранным с учетом возрастных особенностей детей.
Условно занятие делится на три основные части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть несет определенную функцию.
Публикация «Знакомство со структурой физкультурного занятия» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Вводная часть (3–5 мин) настраивает дошкольников на выполнение двигательных заданий, активизирует их внимание, создает положительный настрой. Она включает в себя упражнения в ходьбе (на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом, в стороны, беге (в колонне, со сменой направления, в парах, по кругу). Также дети выполняют разные виды прыжков, бросание и ловлю предметов, упражнения в равновесии, построения и перестроения (в круг, колонну, в пары, друг за другом).
Основная часть (10–12 мин) предусматривает решение задач дифференцированного обучения детей основным видам движений. С целью рационального планирования на весь учебный год необходимо распределить виды движений по степени интенсивности: высокой, средней, низкой.
Одним из условий успешной реализации программного содержания по развитию основных видов движений является индивидуально-дифференцированный подход к детям. Желательно заранее распределить воспитанников на две основные подгруппы с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и развития движений.
В первую группу войдут дети, имеющие средний показатель двигательной активности и достаточно хороший уровень развития движений. Им предлагается больше основных движений средней и низкой степени интенсивности (80%) : игровые упражнения на развитие внимания, точность и ловкость выполнения действий, координацию движений. Упражнения высокой степени интенсивности составляют 20%.
Вторую группу составят дети, имеющие слабое здоровье (часто болеющие, с ограниченными возможностями, низкий уровень развития движений и двигательной активности. Для них предлагается больше игровых упражнений средней и высокой степени интенсивности (80%) : упражнения, направленные на быстроту движений, скорость, ловкость и выносливость. Игровые упражнения низкой интенсивности составляют 20%.
Каждая подгруппа занимается по своей программе, направленной на улучшение показателей развития моторики, регулирование двигательной активности детей. При подборе дифференцированных игровых упражнений для младших дошкольников следует заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования:
балансиры, гимнастические мячи (для развития координации движений);
батуты, утяжеленные мячи весом до 0,5 кг (для развития скоростно-силовых качеств);
мячи, обручи, гимнастическая стенка (для развития ловкости, точности выполнения действий).
Содержание образовательной области "Физическая культура"[1] направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В основной части занятия все виды движений проводятся в игровой форме. Упражнения составлены с учетом особенностей двигательной активности детей: для обеих подгрупп дается одна подвижная игра с разными видами движений, например, "Солнышко и дождик", "Самолеты", "Лошадки", "Воробышки и кот" и др. С детьми разучивается лишь одно упражнение, остальные им хорошо знакомы. Основная часть занятия завершается подвижной игрой (для обеих подгрупп, которая повторяется 2–3 раза.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи, при этом обязательно подчеркиваются характерные черты движений каждого из них. Для малышей огромное значение имеет воображаемая ситуация. Так, в подвижной игре с лазанием "Кролики" дошкольники терпеливо сидят в домиках, считая, что они закрыты на замок до тех пор, пока к ним не подойдет сторож и не откроет.
В процессе игровой деятельности детей воспитатель добивается от них выполнения условий и правил (задания на ориентировку в пространстве). Следует постоянно активизировать действия застенчивых и малоподвижных малышей, помогая им справиться с разными заданиями, а от чрезмерно подвижных дошкольников – добиваться четкости и последовательности выполнения разных движений.
В заключительной части занятия (3–4 мин) обеспечивается постепенный переход от достаточно высокой двигательной активности к спокойному состоянию организма. Дошкольникам предлагаются малоподвижные игры на ориентировку в пространстве ("Найди, что спрятано", "Найди свое место", упражнения на релаксацию, хороводные игры ("Ручеек").
В течение года во второй младшей группе следует проводить 50 разных вариантов занятий игрового, сюжетно-игрового и тематического характера. Каждое занятие повторяется дважды в течение недели и более 3–4 раз в году.