Татьяна Бей
Конспект занятия «Знакомство со славянскими народными костюмами»
▼ Скачать
Конспект занятия по развитию речи на тему: «ЗНАКОМСТВО СО СЛАВЯНСКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ КОСТЮМАМИ» для детей средней группы.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со славянскими народными костюмами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Воспитатель МБДОУ № 205 "Центр развития ребенка- детский сад". Бей Т. А. Цели: Развивать у детей представление об истории славянского народного костюма. Прививать чувства патриотизма.
Программное содержание:
1. Познакомить детей со славянской национальной одеждой.
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, использование их в речи.
3. Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха-косоворотка, сарафан, кокошник, кепка, лапти).
4. Воспитывать культуру поведения.
Материал Куклы мальчик и девочка одеты в славянские костюмы (рубаха – косоворотка, сарафан, кокошник, лапти, кепка, подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей сарафан» : (6карточек размера (20х30) на двух нарисована рубаха-косоворотка, на трех карточках сарафан, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету рубахи-косоворотки и сарафана) ; индивидуальные карточки с заданием на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о славянской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников: Константин Маковский, Сергей Соломко " славянские девичьи головные уборы"; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной славянской одежде.
Ход занятия:
- Дидактическая игра «Здравствуйте»
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и скажет его ласково с доброй улыбкой. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься.
- Вспомним наше правило: говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
- Приготовьте ваши пальчики – помощники, расскажите потешку про матрёшек.
Пальчиковая гимнастика «Эти матрёшки»
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
Ребята, сегодня мы поговорим про славянскую одежду. Хотите? Но прежде я хочу узнать:
- Для чего нужна одежда?
- Кто создает одежду? (модельеры).
- Ребята, костюмы на Руси раньше сами шили.
-Ребята, а сейчас рассмотрим наряды, что необычного в одежде. Эта одежда для мужчин.
Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Ответ (Кепка)
- Что это, ребята? Кепка, а что такое кепка (это головной убор). Давайте хором скажем: кепка.
- В старину на Руси мужчины носили кепки. Да и по сей день носят.
- Только сейчас кепки шьют разного фасона, разной формы, из разного материала.
А сейчас следующая загадка:
Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
а на самом деле зашел.
Ответ (Рубашка)
- Ребята, а что еще одето на мальчике – это рубаха - косоворотка.
- Кто из вас догадался, почему она так называется?
-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.
-Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка.
Следующая загадка:
1. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
(лапти).
-Ребята, а что одето на ногах у мальчика (лапти).
-В старинных русских песнях, частушках часто встречается:
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!
Лапти, да лапти лыковые!
Лапти-это плетеная обувь, лапти плели из лыка липы. У липы под корой есть лыко, его отрывают длинными полосами и плетут лапти.
Женский русский костюм очень красив.
- Девушки на Руси носили кокошник. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник.
- Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали узором.
- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан.
- Полюбуйтесь на этот красивый сарафан, он длинный, расшитый узором.
Физкультминутка:
Рябинка
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Дидактическая игра «Зашей сарафан»
- Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки, чтобы подходили по форме, цвету одежды.) И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки.
- Ребята, у нас случилась беда. Одежда старинная и со временем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете? Рубаха-косоворотка и сарафан износились.
- Задание: мальчики зашивают рубаху-косоворотку, а девочки – сарафан.
- Ребята, почему вы положили именно эту заплатку на дырочку? (потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и сарафан красный.)
-А сейчас я предлагаю вам побыть дизайнерами одежды.
-Ребята пора возвращаться за столы. Перед вами раскраски, раскрасьте их и возьмите эти листочки домой, расскажите своим родителям, с чем вы сегодня познакомились
Итог:
- Что нового вы узнали?
- Какие новые слова?