Энже Паранина
Знакомство с творчеством И. И. Левитана. Подготовительная к школе группа
▼ Скачать
Тема:
Знакомство с творчеством И. И. Левитана.
Цель: -познакомить детей с творчеством художника – пейзажиста И. И. Левитана.
- расширять знания детьми изобразительных задач, средств (цвет, перспектива; технические средства: мазки, рисование листьев, примакивание);
- воспитывать эстетические чувства, создавать определённый эмоциональный настрой при рассматривании картин и выполнении самостоятельных работ.
Методические приёмы: беседа, рассказ воспитателя,рассматривание картин, использование
технических средств (грам. запись, указание воспитателя.
Публикация «Знакомство с творчеством И, И, Левитана, Подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Предварительная работа: экскурсия в парк, чтение художественной литературы, рассматривание
картин разных художников – пейзажистов, рисование этюдов.
Материал: к I части – занятия картины И. И. Левитана «Март», «Берёзовая роща», «Октябрь», «Владимировка», «Весна – большая вода».
ко II части: картина Левитана «Золотая осень», бумага разного размера, разного цвета, краски, гуашь, карандаши, кисти.
Ход:
Рассказ воспитателя.
-Ребята, мы с вами беседовали много раз о временах года.
-Какие вы знаете времена года? (Весна, зима, лето, осень).
-Какое время года сейчас? Правильно, осень. А так, как сейчас осень, то мы побеседуем об этой
чудесной поре.
Стихотворение «Осень» Ан. Плещеев.
-Какая сейчас осень? (ранняя, золотая или поздняя).
-Правильно, поздняя. А мы с вами вспомним, золотую осень.
Много раз, мы ходили в парк, рисовали осенние листья, рассматривали картины разных
художников. Знакомились с живописью, с творчеством художников, знаем, что живопись бывает разных жанров, видов.
-Назовите, какие жанры вы знаете (ответы детей)
-Правильно, но сейчас мы поговорим о пейзажной живописи и об одном из его мастеров – это Исаак Ильич Левитан. Послушайте мой рассказ об этом художнике – живописце.
И. И. Левитан рано остался сиротой. Ещё, будучи мальчиком, он любил рисовать, был талантливым, и поэтому его приняли в Московское Училище живописи. Учился он хорошо, но жилось ему трудно, потому что ему часто приходилось голодать.
И. И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К себе, к своей работе относился строго. Бывало, что рисует картину или только этюд, если ему не понравилось, он мог уничтожить и начать заново, думал, что можно нарисовать лучше.
И. И. Левитан оставил нам много картин, этюдов и рисунков, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санк –Петербурге и в других музеях страны.
Современники называли Левитана поэтом русской природы. Рисовал он, в основном пейзажи.
- А что это такое пейзаж?
-Хорошо. Сейчас, отправимся на выставку картин.
Выставка картин.
-Давайте рассмотрим несколько пейзажей И. И. Левитана.
-Какое время года изображено на каждой картине? Посмотрите внимательно «Весна».
- Почему художник назвал эту картину «Весна»?
(картину «Осень» показываю последней).
- А сейчас, подумайте, какое впечатление произвела на Вас картина И. И. Левитана?
- Почему картина называется «Золотая осень»?
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но есть момент, когда вся природа окрашивается и красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Исаака Ильича Левитана
«Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
-Что в картине особенно красиво?
-Деревья.
-Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Если не все, то какие породы?
Назовите.
-Как изобразил художник воду?
-Почему вода в речке у левого берега тёмная, а дальше становится светло – голубой?
Небольшая речка спокойно несёт свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в
глубину луга и у одиноко стоящей берёзы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у
берега тёмная, кА в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от
переднего края картины речка всё светлеет и светлеет.
Контраст холодных тонов голубовато – синий воды с золотистой окраской берёз и травы
усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной.
По берегам реки узкой каймой растёт побуревшая, а местами багряная трава (птичья гречишка)
красновато – розовый куст на тёмном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок,
сплетенными умелыми руками крестьянской девушки. Молодые берёзы с тонкими, стройными
стволами (на левом берегу) сплошь покрытыми золотистой листвой.
Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живую и вечно прекрасную. Отдельных листьев
Не видно: художник наносит краски обобщено, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зелёные ветви сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, тёмно – коричневые. Ниже пригорка, видны луг и
опушка молодого, тоже желтеющего берёзового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба.
Луг на правом берегу реки также покрыт желтеющей травой. У поворота реки влево стоит, как регулировщик на посту, высокая берёза, с конусообразной золотой кроной. В конце поймы реки,
по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы и берёзы.
За постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое, с лёгкой дымкой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу, усиливая впечатление воздушности всего пейзажа.
Картина пронизана осенним, бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля,построек, дальнего леса очень чётки и ясны.
А сейчас ребята Вы попробуйте нарисовать свою картину «Золотая осень». Вспомните, ребята,
как мы с вами ходили в парк в период золотой осени. Вспомните, как шуршали листья у нас под ногами.
Когда вы будете рисовать свой пейзаж, постарайтесь нарисовать на всём листе.
Не забудьте, как правильно смешивать краски, как рисовать стволы деревьев и вы будете рисовать сегодня на листах по выбору.
Включается проигрыватель с музыкой Вивальди «Времена года».
В конце занятия, собираются работы и устраивается не большая выставка лучших работ детей.
Стихотворение «Осень» Ан. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.