Галина Николаевна Плеханова
Знакомство с творчеством художника-иллюстратора В. В. Лебедева (старшая группа)
Тема:
знакомство с творчеством художника-иллюстратора детских книг В. В. Лебедева.
Цели:
1. Развитие эстетических чувств, эмоций, эстетического восприятия, интереса к творчеству художников-иллюстраторов;
2. Расширение представлений детей о видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
Задачи:
1. Развивать у детей эстетическое восприятие ;
2. Воспитывать интерес к рассматриванию иллюстраций, их содержанию в соответствии с текстом книги;
Публикация «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора В, В, Лебедева (старшая группа)» размещена в разделах
3. Развивать умение замечать выразительность образов в картине, настроение, переданное художником;
4. Развивать у детей чувство юмора, доброжелательное отношение к окружающим.
Способы:
беседа, показ и рассматривание иллюстраций на выставке, художественное слово, рассказ о дружбе писателя С. Я. Маршка и художника В. В. Лебедева, игровой приём «Угадай сказку по обложке», хороводная игра «Мыши водят хоровод».
Средства:
выставка книг С. Я. Маршака с иллюстрациями художника В. В. Лебедева: «Усатый-полосатый», «Кто колечко найдет?», «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», Л. Н. Толстого «Рассказы для маленьких детей».
Предварительная работа:
чтение сказок С. М. Маршака (см. выше); драматизация сказки «Усатый-полосатый» и сказки-игры «Кто колечко найдет?»; разучивание игры «Мыши водят хоровод»; рисование «тычком» ёлочки, голубей, воробья; лепка фигурки «котёнок играет».
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, любите ли вы книги? А кто принимает участие в создании книги? Для того, чтобы книга была ещё интереснее, художники придумывают иллюстрации. Сегодня я вас познакомлю с ещё одним художником. Давайте посмотрим на витрину, где стоят детские книжки. Угадайте сказку по обложке! (дети угадывают и называют книжки) Все книги вы назвали правильно. А написал их детский писатель Самуил Яковлевич.
Дети: Маршак.
В. : Однажды Самуил Яковлевич, принеся в типографию, где печатают книги, своё стихотворение «Мороженое», увидел рисунок не известного художника. Работа молодого иллюстратора ему понравилась, и он попросил Владимира Васильевича Лебедева быть художником его книги. Так началась их творческая дружба. Во всех этих книгах (показывает на выставку книги) иллюстрации рисовал В. В. Лебедев. Посмотрите на портрет художника-иллюстратора — это Владимир Васильевич Лебедев, замечательный художник детской книги. Он любил рисовать весёлые, красивые картинки для детей. Рисовал карандашами и акварелью. Художник также писал картины, плакаты, но больше всего любил рисовать иллюстрации в детских книжках. Иллюстрации рисовать не легко, например, чтобы нарисовать мышонка к сказке, Владимир Васильевич долго наблюдал за семьей полевых мышек, которая жила в зоопарке, зарисовывал их в свой альбом. Вот почему так правдиво нарисован его «глупый мышонок». С каждой страницы на нас смотрит один и тот же мышонок, но с разным настроением, движением. Кого вы узнали на этой иллюстрации?
Д. : Кошку!
В. : К сожалению, она вас сейчас не видит, слышите, как она поёт песенку:
Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать…
Скажите, что делает кошка? Как сидит?
Д. :
- Задние лапы поджала.
- Головку наклонила.
- Хвост спустила по лесенке.
- Смотрит на мышонка.
- Приготовилась схватить мышонка.
В. : А у этой сказки есть продолжение:
Унесла мышонка кошка,
И поёт: «Не бойся, крошка»
Чем сейчас занята кошка?
Д. : Кошка хочет поиграть с мышонком в «кошки-мышки».
В. : А мышонок хочет?
Д. : Он испугался, мышонок решил перехитрить кошку.
В. : В какую игру предложил поиграть мышонок?
Д. : Жмурки!
В. : Какое настроение у кошки?
Д. : Весёлое, радостное. Она улыбается, облизывается.
В. : Перевернём страничку. Что здесь нарисовал художник Лебедев?
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать,
И опять бедняжку — хвать!
Посмотрите, как Владимир Васильевич изобразил кошку — она бежит и уже схватила мышонка за хвост.
Д. : А мышонок сказал, что у него устали ножки. Он хочет прилечь и отдохнуть.
В. : Переворачиваю страничку. Какая сейчас кошка: добрая или злая?
Д. : Она удивилась: куда же исчез мышонок?
В. : Посмотрите, какие у неё большие, удивленные глаза, она стоит на месте, беспокойно крутит хвостиком, и, слышите, она говорит: «Мяу-мяу, где ты, крошка?», - а что ей ответил мышонок?
Д. : «Там где был — меня уж нет!»
В. : Вот почему сказка называется уже по-другому. Как?
Д. : «Сказка об умном мышонке»!
В. : Угадайте, из какой книжки эти стихи:
Жила-была девочка. Как её звали?
Кто звал, тот и знал,
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет,
Сорока ещё нет.
А всего четыре года.
И был у неё … Кто у неё был?
Д. :
- Серый.
- Усатый.
- Весь полосатый.
В. : Кто это такой?
Д. :
- Котёнок.»
В. : А книга называется?
Д. : «Усатый-полосатый».
В. : Картинки мы уже рассматривали, но с художником не знакомы. Это тоже Владимир Васильевич Лебедев. Однажды художник увидел, как девочка, укутав маленького, пушистого котёнка в одеяло, укладывала его спать на кукольную кровать. Девочка ему очень понравилась. Достав блокнот и карандаш, художник зарисовал её и котёнка. Потом он рассказа девочке, что котята любят спать на коврике, и что их не надо укутывать в одеяло. После этой встречи художник решил нарисовать картинки к стихотворению С. Я. Маршака «Усатый-полосатый» так, чтобы всем стало ясно, что котёнка не нужно заставлять поступать так, как поступают люди. Посмотрите на обложку книги, уже по рисунку можно догадаться, нравится ли котёнку у девочки. Каким нарисован котёнок, что он делает, как сидит?
Д. :
- Задние лапки поджал.
- Передние выпрямил, уперся ими.
В. : Что нарисовал Лебедев на этой странице?
Д. : Девочка заставляет котёнка лечь на кукольную кровать.
В. : Хочется ему здесь спать? Как вы догадались, что нет?
Д. :
- Котёнок зажмурился, уши насторожил.
- Усы торчат! Полосатая шерсть вздыбилась.
- Он очень не доволен. А потом и вовсе перевернулся.
- Хвостик на подушке, спиной к нам повернулся — только ушки недовольные торчат.
- Вся постель разбросана.
В. : Давайте заглянем на страницу ещё одной сказки-игры (показывает книгу)
Д. : «Кто колечко найдет?»
В. : Давайте поиграем немного:
Покатилось, покатилось
Олино колечко,
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка.
Д. :
Кто с крылечка
Сойдет?
Кто колечко
Найдет?
В. :
Я - сказала кошка, -
Подожди немножко,
Вот я с печки
Прыг,
На крылечко
Шмыг,
Вниз по лесенке
Клубком,
По ступенькам
Кувырком.
Да уйти я не могу -
Мышку в норке стерегу.
Посмотрите, как расположилась кошечка на иллюстрации Лебедева. У неё и правда нет времени искать Олино колечко, потому что кошка занята делом. Каким?
Д. : Кошка стережет мышку в норке.
В. : Как художник-иллюстратор нарисовал кошку?
Д. : Она спокойно лежит. Кошка внимательно смотрит на норку где живёт мышка.
В. : Вот ещё одна книга - «Рассказы для маленьких детей» Льва Николаевича Толстого, откроем на 13-ой странице и почитаем маленький рассказ: «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.» Посмотрите на эту кошечку внимательно, как вы думаете, она действительно спит?
Д. : Кошка хитрая!
В. : Дети, скажите пожалуйста, какие иллюстрации художника Лебедева Владимира Васильевича мы сегодня рассматривали? Кто на них нарисован?
Д. : Котята и кошки.
В. : Да, мы сегодня познакомились с иллюстрациями Владимира Васильевича Лебедева, где нарисованы котята и кошки. Но какие они все разные!
Давайте поиграем в игру «Мыши водят хоровод»! Кто будет котом Васькой?
(игра повторяется два раза)