Анна Келл
Знакомство с искусством — рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность: Знакомство с искусством – рассматривание предметов городецкой росписи. Узор на полосе из бутонов и листьев.
Программное содержание: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетания, учить выделять характерные особенности. Формировать у детей представление о произведениях декоративно-прикладного искусства, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать интерес к изделиям народных промыслов. Учить детей составлять узор из 2 элементов городецкой росписи (бутонов, листьев, изображать гирлянду в указанной последовательность от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета (розовый с красным или голубой с синим). Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов. Воспитывать положительное отношение к народному искусству.
Публикация «Знакомство с искусством — рассматривание предметов городецкой росписи, Узор на полосе из бутонов и листьев» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Листья. Поделки и аппликации из листьев
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Темочки
Материал: Городецкие изделия, их изображения; элементы росписи : бутоны, цветы 3 видов (купавки, розаны, листья; образец узора, лист бумаги с 3 нарисованными кругами розового или голубого цвета для показа приемов изображения; презентация «Городец».
Ход: Перед детьми стоят городецкие изделия и их изображения.
В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. СЛАЙД 2.
Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.
Мастера из Городца сотворяют чудеса :
Прялки и ложки, бочонки и плошки,
Тарелки и скалки –
Хозяйкам подарки. СЛАЙД 3.
Городецкая роспись – как её нам не знать…
Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты – ни пером описать.
А в узорах тех цветы небывалой красоты.
Их в букеты собирают, яркой краской украшают,
К ним листочки добавляют,
Белой краской оживляют. СЛАЙД 4.
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Розан отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.
Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. СЛАЙД 5.
Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. СЛАЙД 6.
Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. СЛАЙД 7.
Другие животные. СЛАЙД 8.
А вот нижегородский Городец —
Красавицы, и ярмарки, и кони
По дереву скользят на чудном фоне.
Сюжетная роспись. СЛАЙД 9.
Сюжетной росписью украшают предмета быта : поставцы, мебельные дверцы, хлебницы, шкатулки, сундуки.
Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись». СЛАЙД 10.
Сегодня вы нарисуете симметричную гирлянду. СЛАЙД 11. Посмотрите, бутон, нарисованный в центре гирлянды, «смотрит» вверх, а два других «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо. Сначала нужно нарисовать круги и листья, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки – «глазки», красный на розовых бутонах, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. На листьях тоже выполняют теневку, рисуют черным цветом полоски. В заключении делают оживку на бутонах и листьях белым цветом.
- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть в ваших палитрах? Каких цветов не хватает? (розовых и голубых). Что же нам делать? А нельзя ли нам из тех красок, что есть, получить розовый или голубой цвета? Какие краски нужно смешать чтобы получить розовый? А как получить голубой?
В процессе рисования педагог советует детям, пока высыхают большие круги у бутонов, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки» и дужки. Если у некоторых детей элементы в узоре будут расположены далеко друг от друга, надо предложить им нарисовать еще листья между бутонами, напомнив, что городецкие мастера рисуют плотные гирлянды.
В конце рассмотреть все получившиеся гирлянды, выделить самые аккуратные, плотные.
-Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?
Литература:
1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей. – М. : просвещение, 2004.
2. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.