Ольга Суворова
«Дымковская мастерская». Знакомство с дымковской игрушкой в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, рассказать о процессе изготовления дымковской игрушки.
2. Учить рассматривать глиняные игрушки: отмечать средства выразительности, используемые народными мастерами (материал, из которого сделана игрушка; цвет; элементы узора).
3. Развивать эстетический вкус при восприятии народной игрушки.
Публикация «„Дымковская мастерская“, Знакомство с дымковской игрушкой в средней группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
4. Воспитывать любовь к народной игрушке, интерес к народным подвижным играм, к творчеству народных умельцев.
Материал:
печь; корзина; дымковские игрушки: конь, индюк, водоноска, уточка; поворотный круг; «Веселая карусель» муз. В. Шаинский, тазик с водой, полотенце, глина, 3 тарелочки, уточка из глины, белая гуашь, кисти.
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательно-речевое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Детей встречает тётка Дарья и приглашает в избу. Все вместе садятся у печки.
- Здравствуйте милые, проходите в горенку, а я в печи посмотрю. А теперь сяду, да на вас погляжу. Зовут меня тетка Дарья. Я в селе Дымково живу, сказки сказываю, песни пою да игрушки мастерю.
Все игрушки – не простые,
А волшебно-расписные.
Вынимаю на показ и веду про них рассказ.
Кто это?
Кони быстрые так мчатся
На подставке, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
(«КОНЬ». И. В. Кадухина.)
Педагог достает из корзинки дымковского коня, рассматривает вместе с детьми.
- Вот какой конёк красивый - тонконогий, пышногривый. Чем украшен он? Какого цвета грива, хвост, копыта?
Педагог вынимает из корзинки фигурку индюка.
Вынимаю на показ, продолжаю свой рассказ.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите: пышный хвост у него совсем не прост –
Точно солнечный цветок; а высокий гребешок,
Красной краскою горя, – как корона у царя!
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк.
(«ИНДЮК». И. В. Кадухина.)
- Кто это? (индюк) Какого цвета гребешок, бородка? Давайте посмотрим, как он украшен. Что у него нарисовано на грудке? Что еще украшено узором? (крылья, хвост) Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. Что на них нарисовано? (кольца, волнистые линии, налеплены пышные оборки)
Педагог достает из корзинки фигурку водоноски, рассматривает вместе с детьми.
Вынимаю на показ, продолжаю свой рассказ.
За студеною водицей водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет, ведра красные несет
На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша
Эта девица-краса: тугая черная коса,
Щечки алые горят. Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво, водоноска так красива,
Как лебедушка, плывет, песню тихую поет.
- Кто это? (водоноска) Что она держит в руках? (коромысло) Куда она пошла? (за водой) какой красивый у нее наряд. Что на голове? Какого цвета кофточка? Чем украшена юбка? Вот какие замечательные игрушки.
Все игрушки – не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
- Эти игрушки делают в селе Дымково.
Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое Дымково назвали.
- А игрушки называются - дымковские. Какими узорами украшают дымковские игрушки? Какое у вас настроение создала эта игрушка: грустное или веселое?
Физкультминутка «Карусель» («Веселая карусель» муз. В. Шаинского)
Приходите веселиться – на дымковской карусели прокатиться.
Карусель на лентах алых приглашает взрослых, малых.
Шутки, прибаутки, веселье.
Приглашаю прокатиться на карусели.
Карусель прокатила – отдохнуть пригласила.
- Ребятки, а вы знаете, как делают дымковские игрушки? Хотите узнать? Приглашаю в мастерскую дымковской игрушки.
- Это глина – из нее лепят дымковские игрушки. Какого она цвета? Какая она на ощупь – твердая или мягкая, холодная или теплая?
(Педагог демонстрирует процесс изготовления игрушки)
- Мастерица глину разминает и лепит из нее игрушку.
Утка Марфутка бережочком идет,
Уточек Марфуточек купаться ведет.
- Это печь. Когда глина подсохнет, игрушку ставят в жаркую печь и обжигают. Какая стала игрушка на ощупь? Она стала твердая и крепкая, но хрупкая, может разбиться, поэтому обращаться с ней нужно осторожно. Затем игрушку белят, красят белой краской. Потом игрушку наряжают - яркой краской украшают и золотую пластиночку приклеивают.
Вот какая уточка получилась!
Чудо – всем на удивленье:
Расписные индюшата,
Водоноска, конь, утята,
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
- Вам понравились игрушки? Какие красивые слова мы про них скажем? Игрушки у нас в гостях, гостям всегда почетное место выделяли. Куда мы их поставим? (дети выбирают место) Мы игрушками будем любоваться, а они нас будут радовать.