Хайбулаева Мадинат
Конспект занятия «Знакомство с балхарским искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с балхарским искусством».
Рисование балхарских узоров.
(познание, коммуникация, социализация, худ. творчество, здоровье,
музыка).
Цель: познакомить детей с традиционным народным промыслом – балхарской художественной керамикой.
- учить рисовать элементы балхарской росписи с помощью кисти;
-развивать воображение, фантазию, умение составить балхарские
узоры.
-воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и любовь к
народному искусству
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с балхарским искусством“» размещена в разделах
Материал: предметы балхарской керамики, бумажные силуэты блюд, таблица с изображением элементов балхарской росписи, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Метод. пр. : предложить детям рассмотреть выставленные балхарские керамические предметы и ответить на вопросы:
-Что такое узор?
-Какие цвета используются в балхарской росписи?
-Каковы особенности составления балхарских узоров?
После беседы дети дорисовывают узоры на бумажных силуэтах блюд с помощью кисточки и белой гуаши.
Предварительная работа: рассматривание балхарской посуды и беседа о её выразительных особенностях. На занятии декоративным рисованием подготовить эскиз для расписывания блюда, слушание музыкальных произведений.
Содержание организованной деятельности детей.
Рассматривание слайдов или фото о Балхаре, мастерицах изделиях.
Рассказ воспитателя.
Рисование орнаментов.
Подвижная игра (танец)
Рефлексия.
Дети с воспитателем входят в зал под дагестанскую музыку,
Здороваются с гостями.
Воспитатель: Дети скажите пожалуйста в какой республике мы с вами живем?
Дети: Дагестан.
Воспитатель: В каком городе?
Дети: В Махачкале.
Воспитатель: Какие еще города в нашей республике вы знаете?
Дети: Дербент, Избербаш, Хасавюрт, Каспийск и тд.
Воспитатель: Молодцы! В нашей республике помимо городов есть много селений. А вы знаете названия ваших селений?
Дети: Называют свои села.
Воспитатель: Молодцы! А мое селение называется Балхар и я хочу вас познакомить с ним. Балхар очень древний аул, издавна славиться своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки. (Предложить детям подержать в руках изделия, потрогать, ощутить их прохладность, шероховатость поверхности). А сейчас я расскажу вам откуда пошло гончарное производство в Балхаре.
Согласно легенде, много лет тому назад жил в селении Балхар бедный пастух Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Изделия из глины изготавливают только женщины. Мужчины добывают глину, привозят её мастерицам на ослах. Обжигают изделия в печи и занимаются их реализацией.
Трудно встретить два одинаковых кувшина. Каждый сосуд, игрушка это индивидуальное видение мира мастерицы.
Роспись сосудов напоминает ажурное кружево. Она строиться чаще всего по горизонтали и складывается из простых орнаментов: завитков, кругов, волнистых и прямых линий, штрихов, точек.
А теперь дети садитесь поудобнее я покажу вам небольшой видео сюжет о селении Балхар. (просмотр видео, комментарии воспитателя по ходу просмотра)
Воспитатель: Дети вам понравился сюжет о Балхаре, о мастерицах?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь вы знаете как изготавливают из глины разные изделия, украшают орнаментами, обжигают в печи.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в дидактическую игру «Сложи из кусочков» (посадить детей за столы и дать им групповое задание сложить из кусочков целое).
Воспитатель: Молодцы дети! Вы справились с заданием (спросить у каждой группы какое изделие они сложили).
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети вы наверно устали «путешествуя» по с. Балхар, давайте отдохнем.
Проводиться подвижная дагестанская игра «Ой-рада»
Воспитатель: Вы отдохнули?
Дети: Да.
Воспитатель: Ой дети я слышу к нам кто-то стучится. Сейчас я посмотрю.
(в зал заходит балхарская мастерица Патимат. Здоровается с детьми).
Дети: Здравствуйте!
Патимат: Я мастерица приехала к вам с селения Балхар.
Я узнала, что ваши дети умеют рисовать балхарские орнаменты.
Воспитатель: Наши дети умеют. Правда дети?
Дети: Да!
Патимат: Ой как я рада мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Но как мы можем вам помочь?
Патимат: У меня так много гончарной работы, что я не успеваю их украшать орнаментами. А мне надо успеть их закончить к выставке. Вот я привезла тарелки и прошу детей помочь завершить их.
Воспитатель: Дети обратите внимание на платье балхарской мастерицы. Это национальное платье балхарских женщин. Они сами шьют, украшают серебряными старинными монетами и одевают этот наряд во время праздников, так же украшают и головной убор. Дети вам нравится наряд Патимат?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята мы поможет Патимат завершить работы?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда пройдите к столам, садитесь, а Патимат раздаст каждому тарелку (дети рисуют орнаменты под дагестанскую мелодию).
После завершения Патимат удивляется красоте детских орнаментов, радуется, благодарит детей за помощь.
Патимат: Спасибо дети! С вашей помощью я успею на выставку, а за ваше старание вручаю вам подарок (Вручает цветные карандаши каждому ребенку).
Воспитатель: Дети а вы знаете, что изделия балхарских мастериц известны не только у нас в республике, но и далеко за пределами. Уважаемая
Патимат мы рады были вам помочь, спасибо за подарок.
Наши дети не только рисуют красиво но и хорошо танцуют.
Патимат: Неужели?
Воспитатель: Вы садитесь и посмотрите. (девочки танцуют танец с кувшинами).
После танца Патимат благодарит детей и прощается с ними.
Дети под дагестанскую музыку,прощаясь с гостями, выходят из зала.
Итог: Дети, о чем мы сегодня говорили, что рисовали?
Дети: Познакомились с балхарской художественной керамикой ;
рассматривали изделия, элементы росписи;
выполняли узоры кистью;
посмотрели видео сюжет о с. Балхар;
играли в даг. игру «Ой-рада»;
пришла в гости мастерица Патимат, помогли ей закончить работы;
танцевали.