Анастасия Крестьянинова
Знакомство детей с творчеством писателя-иллюстратора Е. Чарушина
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 66 «Беломорочка»
компенсирующего вида»
Проект
Знакомство детей с творчеством
писателя-иллюстратора Е. Чарушина
Подготовила воспитатель:
Крестьянинова Анастасия Владимировна
г. Северодвинск
Проект краткосрочный: март-май
Тип: интеллектуально-творческий
Участники проекта: подготовительная к школе группа, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Публикация «Знакомство детей с творчеством писателя-иллюстратора Е, Чарушина» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Художники-иллюстраторы для детей
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Она представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. Н. Чарушин, Е. М. Рачев и др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
Изобразительное искусство - важная часть, играющая большую роль в становлении личности. В дошкольном учреждении иллюстрация - одно из значимых составляющих. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н. А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н. М. Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В. А. Езикеевой, Р. И. Жуковской, И. О. Котовой, Т. А. Репиной, и др.). Иллюстрация из всех видов изобразительного искусства является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но для приобщения ребенка необходима помощь взрослого.
Проблема
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д. Рассматривая иллюстрации, дошкольник развивает фантазию и творческое мышление.
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
- развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью;
- эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы проекта.
Цель:
обучающая: учить чувствовать и понимать идейно-образную структуру литературного произведения посредством иллюстрации;
развивающая: развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий при помощи иллюстраций;
воспитывающая: воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Задачи:
1) показать на примере биографических данных становление писателя и художника Е. И. Чарушина;
2) познакомить с особенностями творчества Е. И. Чарушина; подчеркнуть особенность иллюстраций Чарушина (изображения несказочны, в цвете нет преувеличения)
3) дать понятие художник-анималист;
4) закрепить умение рисовать животных способом примакивания;
5) проинформировать родителей о важной функции иллюстрации, о ее значимости в воспитании и развитии детей.
Методами помогающими осуществить эти задачи, являются наблюдение, объяснение, рассматривание книжных иллюстраций, метод творческих заданий.
Условия реализации:
• поэтапное формирование у детей знаний о творчестве художника- иллюстратора Е. Чарушина;
• знание методики работы с иллюстрацией;
• организация целостного художественного восприятия детьми произведений книжной иллюстрации.
Выполнение проекта:
Решение поставленных задач с детьми:
• ознакомление детей с биографией писателя-иллюстратора Е. Чарушина;
• рассмотрение тесной взаимосвязи биографии и творчества Е. Чарушина;
• использование иллюстраций Е. Чарушина в НОД;
• выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина;
• выставка рисунков на тему «Мое домашнее животное»;
• просмотр мультфильма “Чуффык”, снятый по мотивам сказок писателя;
• активное внедрение ИКТ при реализации проекта.
Решение поставленных задач с родителями:
• помощь родителей при подготовке выставки книг с иллюстрациями Е. Чарушина;
• Наглядная информация (папки-передвижки): список книг, проиллюстрированных Е. Чарушиным;
• консультация «Важная функция иллюстраций, ее значимость в воспитании и развитии детей»;
• проведение опроса: «Каких детских иллюстраторов Вы знаете?».
Прогнозируемый результат:
• дети познакомились с писателем-иллюстратором Е. Чарушиным;
• изменился взгляд родителей на роль книжных иллюстраций;
• возрос интерес и желание рассматривать иллюстрации к произведениям;
• дети стали с большим интересом слушать иллюстрированные произведения;
• 80% группы стали узнавать иллюстратора Е. Чарушина.
Заключение:
Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о разнообразии образов, расширяют круг представлений и способствуют развитию творчества у детей.
Наша работа направлена на развитие изобразительного творчества детей, а также всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного. В результате систематического обращения к иллюстрации формируется воображение и память.
Таким образом, разработана серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики Е. Чарушина.
Планирование:
Реализация проекта и Средства реализации
*Знакомство с биографией и особенностями творчества Е. Чарушина (м/м презентация)
*Выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина (рассматривание)
*Чтение рассказов проиллюстрированных Е. Чарушиным (Громкое, выразительное чтение
+ м/м – иллюстрации к рассказам выводятся на экран - рассматривание)
*Список книг, проиллюстрированных Е. Чарушиным (папка-передвижка)
*Рассказ о своем животном или выдуманном животном + изображение его на бумаге (беседа, обсуждение, рисование)
*Просмотр м/ф «Чуффык» (м/м)
*Опрос среди родителей: «Каких детских иллюстраторов Вы знаете?» (опрос)
*Консультация для родителей «Важная функция иллюстраций, ее значимость в воспитании и развитии детей» (консультация)
*Заключительное занятие: «Художественная мастерская: Создание книги иллюстраций группы», метод выполнения - примакивание (м/м – техника рисования медведя, зайца)
Системная взаимосвязь с
образовательными областями
Познавательное развитие
*Знакомство с биографией и творчеством Е. Чарушина.
*Д/и «Закончи отрывок прочитанного ранее рассказа».
*Д/и «Придумай загадки по рассказам».
Речевое развитие
*Рассказ о своем домашнем животном или выдуманном животном. Беседа «О домашних животных».
*Показ сказки на флонелеграфе по сказке С. Маршака «Детки в клетке» с использованием иллюстраций Е. Чарушина.
*Организация выставки книг с иллюстрациями Е. Чарушина и чтение художественной литературы.
*Чтение рассказов Е. Чарушина «Волчишко», «Медвежата», «Про Тюпу».
*Чтение рассказов С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка, К. Чуковского с иллюстрациями Е. Чарушина.
*Просмотр м/ф «Чуффык».
Социально-коммуникотивное развитие
*Театрализованная игра по рассказам Е. Чарушина «Медвежата»,
«Друзья».
*Правила безопасного поведения с дикими животными (в зоопарке и в окружающей нас природе).
*Подклеивание и починка книг Е. Чарушина.
*Уход за животными в зимнем саду (хомяк, кролик, черепаха).
Физическое развитие
*Тематические физкультминутки.
*Гимнастика для глаз.
*Подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Хитрая лиса», «Бедный заяц», «Волк во рву».
Художественно-эстетическое развитие
*Организация выставки книг с иллюстрациями Е. Чарушина.
*Рисование домашнего или выдуманного животного.
*Показ иллюстраций к прочитанным произведений при помощи ИКТ.
*Создание книги иллюстраций группы, метод выполнения примакивание.
*Прослушивание диска со звуками природы.