Галина Иргизцева
Знакомство детей с произведениями декоративного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с произведениями декоративного искусства
Многообразие окружающей действительности, взаимодействие произведений разных видов искусств всегда были и остаются для ребенка источником художествен-ных впечатлений, отражаемых в его практической деятельности.
Рассматривая произведения живописи, графики, скульптуры, дети учатся ви-деть отражение действительности в художественных образах.
Публикация «Знакомство детей с произведениями декоративного искусства» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Несколько особое место в изобразительном искусстве занимает декоративно-прикладное. Оно имеет свой язык выразительных средств, язык яркий, образный, самобытный. Произведения прикладного искусства несут в себе красоту не только форм, линий, объемов, пластики, но и гармонию цвета, красок. Именно здесь это искусство достигает большой силы обобщения, художественной выразительности. Наконец, цвет, гармония красок, переданные в ткани, коврах, вышивкаху росписи по фарфору, дере-ву, керамике, цветном стекле, одежде являются непременным их украшением, подчер-кивают форму, пластику вещи, радуют глаз игрой красочных узоров.
Знакомство детей с произведениями народного искусства, в частности с образ-цами вятской игрушки, обогащает впечатление; они видят, как многообразие цветов и оттенков может рыть использовано мастерами народного творчества. С этой целью желательно организовать с детьми экскурсию на выставку декоративно-прикладного искусства, посмотреть произведения народных промыслов или показать диапозитивы. Для того чтобы у детей сложилось наглядное представление о прикладном искусстве, можно показать фрагменты диафильма «В мире народного искусства», диапозитивы «Русские народные промыслы».
После знакомства с вятской игрушкой, узорами (букеты цветов) палово-посадских тканей, традиционных русских шалей можно провести творческое задание на тему «Нарядное платье мамы». Дети должны красками нарисовать красивую рас-цветку ткани. Каждому ребенку дается лист белой или цветной бумаги, палитра. На столе расставляются баночки с красками семи цветов и белила.
Задание не ставит своей целью точную передачу характера орнамента, прису-щего только вятской игрушке или набивным тканям. Нужно, чтобы дети передали цве-товую гармонию красок в мягких, пастельных тонах и в ярких, контрастных. В этой работе дети, как правило, проявляют тонкое чувство цвета, используют сложную па-литру цветов и оттенков — мягкие, но звучные розовато-сиреневато-малиновые цвета, перекликающиеся с нежно-розовыми, голубоватыми, сиреневато-дымчатыми и золоти-сто-желтыми с чуть зеленовато-изумрудными оттенками.
Знакомство с произведениями народных умельцев, мастеров изобразительного искусства помогает ребенку войти в мир прекрасного. Искусство учит его видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие ее звуков, форм, пробуждает потребность наблюдать жизнь. Только лучшие произведения искусства, обладающие силой эмоционального воздействия, могут сделать ухо чутким к музыке, глаз — чутким к цвету.
Как художник передает многообразие красок природы, можно показать до-школьникам на произведениях И. И. Левитана. Картина «Первая зелень. Май». Раннее весеннее утро, сочная, пронизанная солнцем молодая зелень распускающихся деревьев. Припекает солнце, в воздухе чувствуются ароматы весны. Посмотрите на оттенки зе-леного цвета: то он переливается, изменяется, то он купается в солнечных лучах, то попадает в голубоватую тень. Краски на картине легкие, свежие, по-весеннему яркие. Палитра художника богата и разнообразна. В зависимости от характера создаваемого им художественного образа он находит все новые живописные средства.
Картина «Весна — большая вода». Тонок, лиричен пейзаж. Цветовое решение иное. Здесь весна только наступает. Весенний паводок, тонкие березки, прибрежный песок написаны теплыми, легкими красками в голубовато-золотистой гамме.
Картина «Золотая осень» еще более разнообразна по колориту. Живописное красочное полотно создано умелым сочетанием золотистых, охристых, багряных, ко-ричневато-оранжевых, темно-зеленых красок, создающих образ увядающей листвы де-ревьев на ярко-голубом фоне осеннего неба.
Картина «Сумерки, стога». Теплые волны душистого воздуха окутывают стога и растекаются по лугу в синеватой дымке сумерек, освещенных бледным светом луны. Краски этого произведения просты, лаконичны, предельно выразительны.
Воспитатель может рассказать детям о творческом процессе художника. Снача-ла художник делает несколько зарисовок (этюдов) отдельных, наиболее понравивших-ся уголков природы, затем выбирается какой-то один и на основе большого количества зарисовок, впечатлений, наблюдений за состоянием природы, ее красками художник создает на холсте сложившуюся в его представлении картину. Но для этого он должен уметь не только наблюдать, но и знать краски, которыми будет рисовать.
Беседы о творчестве художника всегда интересны детям, увлекательны, откры-вают перед ними много нового, необычного, учат, как нужно смотреть и видеть порой в обычном необыкновенное, не быть равнодушным к окружающей природе: всматри-ваться в ее краски, вслушиваться в звуки, любоваться прекрасным.
Художник, пишущий картины, передает свои наблюдения в красках. Худож-ник, который работает на фабрике и рисует красивые цветы, листья на тканях (из кото-рых шьют платья, тоже передает в этих рисунках свои наблюдения и впечатления от природы, но передает иначе, чем живописец,— декоративно, ярко, красочно.
Если вспомнить традиционные вятские глиняные игрушки, то в них народный мастер отражает то, что видел вокруг,— яркие, пестрые костюмы барынь, смешных гу-сей и пестрых уточек и т. д. Но видел все это мастер по-своему образно, характерно, предельно обобщенно, с элементами сказочности и юмора. Каждый вид искусства по-своему отражает действительность.
В тематических беседах и занятиях с детьми следует привлекать разнообразный художественный материал. Можно обратиться к художникам-иллюстраторам детских книг, работы которых раскроют перед детьми огромные возможности творческой фан-тазии, силу и выразительность цвета, его декоративные возможности, красочность.
Красивы в цветовом решении, образно-выразительны иллюстрации к детской книжке «Волшебные звери», которая написана и нарисована художницей Т. Маври-ной. Необычность, фантастичность выдуманных автором забавных зверей подчеркнута удивительным звучанием красок.