Елена Родионова
Знакомство детей раннего возраста с региональным компонентом.
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский говорил:»Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Поэтому в нашей работе по региональному компоненту внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к малой родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Архангельская область является неотъемлимой частью России с ее героическим прошлым и счастливым будущим;
Публикация «Знакомство детей раннего возраста с региональным компонентом,» размещена в разделах
- направленность на сохранение и укрепление здоровья детей : заботы о сохранении и укреплении здоровья детей, живущих в условиях Крайнего Севера; формирование у них представлений о ЗОЖв условиях Крайнего Севера.
В силу особенностей детей этого возраста, решение многих образовательных задач предусматривается в ходе режимных моментов, оформлении игровых зон группы, оформлении самих игр.
Очень хороши в этом сопроводительные потешки, попевки, поморские песенки-горошенки:
Песенки- горошенки,
Пою их для Алешеньки,
Чтоб помнилось Алешеньке,
Каки они хорошеньки.
Каждая поморская песенка- хорошинка имела свое функциональное назначение.
Лежит дитя в зыбке, его качают и поют. А на основе этой колыбельной мы сделали пальчиковую игру для наших ребят:
Я качаю зыбку. Сложили руки колыбелькой,
как будто укачиваем ребенка.
Отец пошел за рыбкой, По одному загиба-
Мать пошла уху варить, ем 4 пальца паль-
Дед пошел дрова рубить, цами другой руки
Надо мне белье стирать,
А Ванюше надо спать. Мизинец оставляем
Баю-баю, баю-бай, поскорее засыпай.
Поглаживаем мизинчик.
Всё это органично вписывается в совместные с родителями развлечения, такое, как «Приглашаем на пирог», во время которого дети воспроизводят бытовые действия наших предков.
Также нами разработан цикл занятий по знакомству детей раннего возраста с мезенской росписью. В него входят и Экскурсии в музей детского сада «Русскую избу», и беседы, но большей частью – рассматривание, любование предметами быта, различных изделий, отдельных элементов росписи. И конечно же воспроизведение отдельных частей.
На лепке дети с удовольствием «весят» яблоки на яблоньку, птичку…
На рисовании – пририсовыват красному коню шикарный хвост и гриву, а оленю ножки, а пальчиками - клюкву.
Оформление развивающей среды.
Использованы сезонные картинки, изображение животных, птиц, обитающих в нашем регионе.
Отгадай по описанию и покажи птичку.
Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик – он промок.
Ветерок, подуй слегка.
Обсуши нам снегирька.
Чики, чики, кички,
Летели две синички,
Собою невелички.
Кто кричит: «Кар-кар!»?
Найди на стене синичку, снегиря…
Уголок «Семейка» с сундучками игр «Ряженье», «Баиньки» и «Банька» оформленный борецкой росписью.
Уголок фольклора с пальчиковым театром по русским народным сказкам
Музыкальные инструменты и игрушки нашего региона.
Дидактические игры оформлены росписями нашей области.
Интересный факт.
«Репка» — русская народная сказка, опубликованная в 1863 году исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии. Сказка относится к типу цепочных и рассказывает о попытке вырвать стариком огромную репу, который зовёт на помощь вначале членов своей семьи, а затем и животных.
В фольклорном варианте Афанасьева к участию в вырывании из земли репки подключаются ноги:
Пришла дрга нга; дрга нга за нгу, нга за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Только с приходом пятой ноги репку удаётся вырвать из земли. Что это за пятая нога, и что она делала с сучкой и внучкой – непонятно. Фольклористы определённого ответа дать не могут. Есть предположение, что этот вариант исследователю фольклора рассказали в шутку, а московский важный учёный не понял, да издал. Нам же теперь остаётся только догадываться, что имели ввиду архангельские «сказочники».