Светлана Коцарева
Знакомство детей с народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному слову, языку.
Публикация «Знакомство детей с народным творчеством» размещена в разделах
Дети очень чутки к меткому народному слову, они с удовольствием запоминают и читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, плетение кружев и т. п.
Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. Уже в работе с малышами можно использовать малые фольклорные формы, которые раскрывают живописность русского языка.
Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребёнка, успокаивают плачущего. В младших группах можно включать фольклор в проведение занятий по развитию речи. Так, в гости к малышам приходит кукла Таня. Она рассказывает о своих друзьях: собачке, кошечке, козлёнке, лошадке и др. Рассказ сопровождается чтением народной потешки. Например:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые…
***
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает,
Все колечушки-то бряк! бряк! бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк.
В средней группе воспитатели продолжают знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные : «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и т. д.) В начале занятия нужно объяснить детям, почему сказка называется народной. Эту сказку знали ещё дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. И неизвестно, кто её придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.
Народная сказка по всей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы её рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создаёт определённое настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более яркими и сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме. Большую радость вызывают у детей рассматривание русских народных игрушек и игры с ними. Воспитатель помогает детям рассмотреть и описать ярких матрёшек, разноцветные башенки, грибочки, забавные богородские игрушки. Детям средней группы не рассказывают подробно о том, где создают игрушки и как их делают: ребят знакомят только с внешним видом и особенностями той или иной игрушки, постепенно подводят к осмыслению «народная игрушка».
Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания, например богородские игрушки на мотивы народных сказок : «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два жадных медвежонка».
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Это могут быть беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских игрушек. Исследования педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного искусства оказывает глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим вниманием слушают рассказы педагога о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства.
Дети старшей группы рассматривают, описывают, изображают предметы народного творчества, например дымковскую глиняную игрушку. («Барышня», «Гармонист», «Индюк», «Лошадка» др.) воспитатель должен не только обращать внимание на форму и цвет предмета, но и отмечать его характерные особенности, настроение. Дети шестого года жизни достаточно тонко понимают скрытый юмор, задор, грусть, переданные художником в своём произведении. Очень хорошо, когда после занятия предметы народного искусства остаются в группе и используются как образы для изобразительной деятельности: рисунка, лепки, аппликации.
В старшей группе продолжают знакомить детей в устным народным творчеством : сказками, песнями, загадками. Эту работу целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке педагог рассказывает детям сказку, загадывает загадки. Вместе с музыкальным руководителем можно подготовить интересную беседу о русской песне.
Знакомя детей с пословицами и поговорками, нужно рассказать, что народ создал короткие меткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объяснить, когда уместно использовать поговорку и пословицу, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и др. Интересно проходят занятия, на которых дети знакомятся с русскими пословицами, посвящёнными временам года. Воспитатель заранее подбирает картинки с изображением весны, зимы, осени, лета, разных видов сезонного труда, а также соответствующие им пословицы, например: «Январь – году начало, зиме – середина», «Много снега – много хлеба, много воды – много травы», «Вьюги да метели в феврале налетели», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Кто весной трудиться рад, будет осенью богат» и др.
Детей седьмого года жизни можно знакомить и с более серьёзными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказами. Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к своей Родине.