Южанинова Татьяна
Занятие по ознакомлению детей с фразеологической лексикой
▼ Скачать + Заказать документы
Усваивая родной язык, ребенок усваивает
не одни только слова, их сложения и
видоизменения, но и бесконечное
множество понятий, воззрений на
предметы, множество мыслей,
чувств, художественных образов…
К. Д. Ушинский
Многие считают, что культура речи определяется грамотностью человека. Но вы можете грамотно написать письмо, легко и точно сформулировать свою мысль, выступая на собрании, и даже в беседе с друзьями не лезете в карман за словом. И все-таки ваша речь не вдохновляет, вас не слушают, то что вы говорите, кажется скучным. Не случайно в народе говорят: «То же бы слово, да не так бы молвил».
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с фразеологической лексикой» размещена в разделах
Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы умело владеем богатствами родного языка. Говорить правильно – это еще не значит говорить хорошо. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка.
К хорошей речи предъявляется множество требований, и прежде всего требование простоты, ясности, логичности, точности. Лев Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания». Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова, которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Ведь родной язык открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии ее красок.
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова» подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в речи, всегда будет страдать от этого».
Дети седьмого года жизни уже достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей; умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.
Овладение понятийным содержанием слова позволит детям перейти на новый уровень понимания и использования слов – в их переносном, иносказательном значении. А это является условием для освоения детьми средствами языковой выразительности, к которым относится также фразеологическая лексика.
Фразеологизмы составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи. Вот почему им необходимо уделять внимание как на занятиях в детском саду, так и в повседневном общении, и в частности, дома.
Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих, поэтому, знакомя детей с пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами необходимо предупредить их непонимание или неточное понимание.
Поэтому при ознакомлении детей с фразеологизмами необходимо учитывать следующие требования:
1. Для определения значения фразеологической единицы большую роль играет контекст: непонятный вне контекста фразеологизм становится понятным в контекстном окружении; поэтому работу над пониманием фразеологической лексики нужно проводить в процессе чтения художественной литературы и в ситуациях, через которые можно объяснить значение фразеологизма.
2. Для того. Чтобы удостовериться, что ребенок правильно понял значение
Фразеологической единицы, можно предложить ему ответить на вопрос: «А как по-другому можно сказать?», то есть через подбор синонимов.
3. Для того, чтобы закрепить в речи ребенка фразеологизм и для уточнения его смыслового значения предложите ему составить с фразеологизмом предложение, рассказ или сказку, нарисовать сюжет по данной ситуации.
4. И самое главное – помнить, что в качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступает образная речь окружающих взрослых, следовательно, необходимо следить за речью, использовать в речи средства выразительности и активизировать в речи новые фразеологизмы.
Рекомендуемый речевой материал для использования
в различных ситуациях деятельности и общения:
*когда ребенок что-то выдумывает, фантазирует: бабушкины сказки, делать из мухи слона;
*про очень дружных детей: их водой не разольешь;
*работать очень старательно: не покладая рук, засучив рукава, от зари до зари;
*ребенок молчит, не разговаривает: воды в рот набрал, язык проглотил;
*при заботе о близких: большое сердце, от доброго сердца;
*о беспорядке: все вверх дном;
*одновременно говорят, отвечают: в один голос, в одно слово;
*сильно бежать: во весь дух, во все лопатки, во всю прыть, высунув язык, на всех парусах, не чуя ног, со всех ног;
*неглубокая река: воробью по колено;
*удивляться: делать большие глаза, диву даваться, не верить глазам своим, не верить ушам своим, разводить руками;
*запоминать: мотать на ус, зарубить на носу;
*про находчивых: за словом в карман не полезет;
*шуметь, озорничать: ходить на голове;
*дремать: клевать носом;
*находясь рядом мешать кому-то: не вертись под ногами;
*утомился, устал: выбился из сил, выжатый лимон;
*хранить тайну: держи язык за зубами, держи язык на привязи;
*быть осторожным, настороже: держи ушки на макушке, держи ухо востро, навострить уши;
*испугаться: душа в пятки;
*ничего не делать: сидеть сложа руки.
Когда дети начинают какую-либо деятельность, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение).
Была бы охота – заладится всякая работа.
Доброе начало – половина дела.
Где хотенье, там и уменье.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети осознавали планирование как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц метко подчеркивает именно это:
И по малу делу большая дума.
Голова научит - руки сделают.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Чем больше науки, тем умнее руки.
Ум хорошо, а два лучше.
Можно подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:
Под лежачий камень вода не течет.
Волков бояться – в лес не ходить.
Не замоча рук, не умоешься.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:
Не мудрено начать – мудрено кончить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Бывает, дети проявляют поспешность во время сбора на прогулку, нетерпение во время деятельности. И в таких случаях высказывают свое отношение через пословицу:
Делом спеши, да людей не смеши.
Поспешишь – людей насмешишь.
Тише едешь – дальше будешь.
Авось да как-нибудь до добра не доведет.
А о бойком, ловком, все успевающем ребенке можно сказать:
Наш пострел везде поспел.
Мал телом, да велик делом.
Ссора может привести к потере друзей. В подобных ситуациях уместно привести пословицы, подчеркивающие значение дружбы, согласия:
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Человек без друзей, что дерево без корней.